Строительные компоненты в романской церковной архитектуре

Нартекс (атрий) – входное помещение храма в виде крытой галереи или открытого портика.

Па́перть, или внешний притвор — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.

Наос - центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.

Трансепт - поперечный неф (корабль), пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.

В базилике неф и трансепт пересекаются. Это пересечение образует средокрестие, над которым возвышается центральная башня.

Средокрестие — место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.

Пресвитерий – возвышение для алтаря и места духовенства в восточной части храма.

Название имеет тот смысл, что на пресвитерий могут заходить только пресвитеры, то есть священники. Другое название – хор.

В данном случае за пресвитерием идёт иконостас, архитрав которого украшают скульптуры.

Хор или пресвитерий (алтарная часть) служит продолжением центрального нефа на восток.

К ним примыкает заканчивающаяся апсидой алтарная часть.

Апсида – полукруглый, прямоугольный или гранёный в плане выступ здания. Храм обычно имеет нечётное число апсид, связанное с числом нефов.

Деамбулаторий – обход алтарной части храма, часто соединяющий два боковых нефа.

Боковые нефы продолжаются в восточном направлении в виде деамбулатория. Вместо деамбулатория продолжением боковых нефов могут выступать апсиды, примыкающие к хору с восточной стороны.

Основными элементами были: квадрат – символ Земли и всего земного; круг – символ Неба и высшего совершенства; восьмиугольник – олицетворение будущей жизни, единства земного и небесного. Совершенный план церкви в виде латинского креста открывался взору Бога, который был сам совершенным архитектором, создавшим Космос.

Крест воспринимался не только как символ страдания Христа, он играл роль пространственного ориентира. Концы креста направлены по сторонам света: на Восток, где мыслился Рай, и Запад, связанный с представлениями о Судном дне. Плечи креста – трансепт – имели правую, чистую сторону, и левую, которая ассоциировалась с нечистой силой. Вертикально расположенный крест, который прочитывался в сечении средокрестия, содержал указания на божественный верх и преисподнюю. Таким образом, определялись символика частей здания, расположение алтарей, капелл, сюжетов росписей и скульптурного декора.

Национальные варианты романского стиля.

Французская романика.

1. Классические сооружения клюнийского типа – церковь аббатства в Паре-ле-Мониаль.

2. Архитектура Прованса. Для неё характерна простота форм. Это чаще всего однонефные высокие храмы с апсидой и куполом над средокрестием. Однако наиболее прославленные памятники юга Франции – это церкви Сен-Трофим в Арле и Сен-Жиль-дю-Гар. Они знамениты своим внешним убранством и большими выносными арочными порталами, опирающимися на тонкие колонки.

Английская романика.

1. В планах соборов предпочтение отдавалось прямоугольным формам алтарной части. Английский храм обычно сильно вытянут в длину, развитый трансепт с далеко выступающими крыльями делит его почти посередине, делая хор равным по длине нефу. Английские романские церкви хорошо освещены благодаря ряду окон в верхней части центрального нефа. Собор в Глостере.

2. Именно в Англии начались поиски новых решений, которые привели затем к готике. При строительстве собора в Дареме была предпринята попытка создания нервюрного свода. Сначала его получили боковые нефы, а затем и центральный.

3. Замок, сооружённый Вильгельмом I Завоевателем – лондонский Тауэр. Его композиционным центром является белая башня, сложенная из грубо отёсанных блоков камня, она играла роль донжона и служила средоточием внутренней жизни обитателей замка.

Германская романика.

1. Активную роль играли ломбардские каменщики, они были носителями не только строительных приёмов, но и навыков декора зданий, они широко применяли лизены и аркатурные пояса. Обширные,пластически выразительные поверхности стен немецких соборов расчленены графически тонким, ясным рисунком лопаток и аркатур, ниши и компактные галереи как бы гнездятся в толще каменной кладки, давая почувствовать её массу. Три собора – в Шпайере, Майнце, Вормсе.

2. Крупных успехов достигли немецкие зодчие в возведении неприступных замков, где наряду с донжонами стали появляться и каменные здания – паласы.

Итальянская романика.

1. В культовом зодчестве наряду с базиликальными храмами возводились центрические здания – баптистерии, а также круглые или квадратные в плане колокольни-кампанилы.

2. С собора в Пизе началось строительство ансамбля, который состоит из храма, баптистерия и кампанилы.

3. Венеция. Собор Святого Марка.

Вопрос 22. Характеристика архитектуры готического стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: