Контрфорс – вертикальный каменный или кирпичный устой, укрепляющий стену. Противодействует боковому распору арки, крыши или свода

Вопрос 23. Характеристика готической архитектуры Франции. Шартрский собор.

Шартрский собор, самый значительный из французских храмов Богоматери, начали строить после пожара в 1194 году на месте старого здания. Огонь пощадил крипту и западный фасад, которые можно было сохранить, но они не пользовались особым почётом и не считались общезначимыми святынями. К концу 12 века всё чаще предпочитали строить совершенно новое здание и уже не старались сохранить как можно больше элементов прежнего.

Поначалу пожар воспринимали как катастрофу, так как думали, что вместе с храмом погибли и священные реликвии Богоматери. Но когда их обнаружили в целости и сохранности, отношение к пожару резко изменилось: его истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели новый храм, прекраснее прежнего.

Снаружи собор в Шартре выглядит подлинным воплощением монументальности. Огромные контрфорсы нефа в первую очередь служат демонстрации могущества, а укрепление стен и поддержка сводов – лишь второстепенная их функция. Контрфорсы хора несколько легче, но базовая их структура остаётся неизменной. Очевидно, архитектор понимал, что решает не просто конструктивную, но главным образом декоративную задачу, иначе он вряд ли разместил бы в контрфорсах деамбулатория невидимый извне стенной коридор, который превращает всю массивность конструкции в иллюзию, рассчитанную лишь на зрительный эффект.

В интерьере аркады и верхние ряды окон центрального нефа в этом храме выше обычного и приблизительно одинаковы по высоте. Главные колонны толстые, они окружены четырьмя пилястрами.

Несмотря на монументальность, интерьер собора не лишён изящности. Восьмигранные колонны в центральном нефе чередуются с круглыми. Кцентральном нефе чередуются с ккшён изящности. восьмигранные м по себе иожет. орозвели новый храм, прекраснее прежнег круглым колоннам примыкают восьмигранные пилястры, а к восьмигранным – напротив, круглые. Поскольку это чередование сохраняется и в пучках пилястров, поддерживающих своды, то весь зал центрального нефа радует глаз своим утончённым ненавязчивым ритмом.

Окно-роза северного трансепта собора в Шартре

Порталы северного фасада собора в Шартре

Резная стена, отделяющая алтарную часть

Свод трансепта

Свод центрального нефа

Витраж собора

Вопрос 24. Характеристика готической архитектуры Германии. Кёльнский собор.

Строительство велось с 1248 по1437 год.

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд, канцлер и военачальник императора Фридриха I, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

Между хором, завершенным стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена.

В 1842 году после тщательных подготовительных работ король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В 1862 году уже могли быть установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863 началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года, начались работы с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.

Восточная сторона

Апсида

Южная сторона

Южный трансепт

Тимпан

Вопрос 25. Характеристика готической архитектуры Англии. Собор в Солсбери.

В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, которые не полностью совпадают с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы. Каждый из этих трёх периодов начинался с заимствования какой-либо их характерных черт французской готики, которая затем трансформировалась в соответствии с местными архитектурными традициями.

Первый период – ранняя готика. 1170-1240. На этом этапе создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса. Он использовал здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики.

Второй период называют «украшенной» готикой. 1240-1330. он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались на собор в Реймсе.

Третий, самый продолжительный, период – это период «перпендикулярной» готики. 1330-1530. Несмотря на то, что перпендикулярная готика восходит к французскому лучистому стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

Готика Англии возникла очень рано, в конце 12 века, и просуществовала до 16 века. Она имеет одно важное отличие от континентальной. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще всё строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей.

В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая распластанность здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестии, она является доминантой многих соборов.

Образец английской готики – собор в Солсбери, годы постройки с 1220 по 1270. Это трёхнефный собор длиной 140 метров с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной апсидой. Большой, просторный первый трансепт пересекает здание посередине, снаружи это средокрестие увенчано башней. Башня средокрестия самая высокая в Англии, 135 метров, завершается шатровым покрытием. В восточной части возвышается ещё один трансепт, не столь внушительных размеров.

При взгляде на собор в Солсбери средневековый зритель не обнаружил бы открытых контрфорсов, производящих столь эффектное впечатление в образцах французской архитектуры. Первоначально контрфорсы в Солсбери были помещены под крышами боковых нефов, это типично английский строительный приём, который идёт от англо-нормандской традиции. Скрывать контрфорсы было принято по двум причинам. Во-первых, английские готические постройки были сравнительно низкими, центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25, 6 метров в высоту. Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленить на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен.

Вопрос 26. Характеристика готической архитектуры Италии. Миланский собор.

Итальянские мастера в своей практике сочетали элементы романики и готики, использовали стрельчатую и полукруглую арку, а наряду с нервюрным сводом открытые строительные перекрытия. В убранстве церквей соседствовали готический узор переплётов окон, вимперги и черты инкрустационного стиля.

Вимперг – высокий остроконечный щипец над окном или дверным проёмом.

Итальянским соборам в меньшей степени присущ вертикализм форм. Большую роль играют горизонтальные элементы конструкции и декора: карнизы, ленты аркатур, полосы инкрустации.

Кафедральный собор в Милане - символический монумент, который находится в административном центре региона Ломбардии. Всемирно известная церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетенных вместе паутиной парящих опор.

Он третий по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов — только собору Святого Петра в Риме. Одних только статуй в соборе насчитывается 3 400.

Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году, а проект фасада, законченного в 1813 году, утвердил Наполеон в 1805 году.

На том месте, где стали возводить собор, в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века — церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.

Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец — Симоне де’Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году.

В 1769 году появился 104-метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. После чего появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. «Каменный лес» из 135 мраморных игл, устремленных в небо и передающих настроение готической архитектуры - это создание XIX века.

Миланский собор. Система контрфорсов и аркбутанов.

Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV в. — самыми древними в этой базилике.

Центральная часть собора, интерьер

Вопрос 27. Культура и искусство эпохи Возрождения.

В средние века в Европе происходили бурные перемены в общественной, экономической и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в культуре. Во всякое время человек пытается заново переосмыслить окружающий мир. Эти искания прежде всего проявляются в творчестве людей искусства.

Средоточием подобных перемен в средние века стали Италия, Германия, Нидерланды и Франция.

Хронологические рамки эпохи Возрождения.

Термин Ренессанс (Возрождение) был введён мыслителем и художником самой этой эпохи Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Так он назвал время с 1250 по 1550 годы. С его точки зрения, это было время возрождения античности, которая для Вазари была идеальным образом. В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.

В культуре принято называть периоды Возрождения итальянскими терминами.

Проторенессанс: дученто и треченто: 12-13 – 13-14 века. Раннее Возрождение: кватроченто 14-15 века. Высокое Возрождение: чинквеченто 15-16 века.

Под северным Возрождением принято подразумевать культуру 15-16 веков в европейских странах, лежащих севернее Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, то в других странах ничего не возрождалось, там памятников античной эпохи было немного. Главные очаги северного Возрождения – это Нидерланды, Германия и Франция. Искусство этих стран в 15 веке развивалось как прямое продолжение готики, как её внутренняя эволюция в сторону мирского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: