Нидерланды

Небольшой стране суждено было стать в 15 веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства. Нидерландские города, хотя и не были политически самостоятельными, давно уже богатели и крепли. Они вели обширную торговлю, развивали у себя мануфактурное производство тканей, ковров, стекла. Крупным центром международной торговли был старинный город Брюгге, поэтический город каналов. К концу 16 века он заглох, уступив первенство оживлённому Антверпену. Готическая архитектура Нидерландов – это не только храмы, но ещё и большие ратуши, городские стены и башни, дома купеческих и ремесленных гильдий, торговые ряды, склады, жилые дома с узкими фасадами и высокими треугольными или ступенчатыми фронтонами.

Среди видов художественной деятельности, как и в итальянском Возрождении, лидировала живопись.

Чем отличается итальянское Возрождение от Северного? Для итальянца эпохи Возрождения главное – красота и совершенство мира. И самое прекрасное в этом мире – человек. Человек заслоняет собой всё, он господствует надо всем. Северяне тоже относились с почтением к индивидуальным качествам человека, но всё же не мыслили себе личности вне общества. Если у итальянцев герой – это прекрасный человек в прекрасном мире. То люди, жившие по ту сторону Альп, интересовались в большей степени душевными качествами человека. Проблемы этические и моральные были для них важнее эстетических.

Вопрос 28. Проторенессанс. Монументальные росписи Джотто ди Бондоне.

Наиболее мощным центром формирования нового видения мира была Италия второй половины 13-14 веков. Своеобразие итальянского пути к Возрождению заключается в том, что новое мироощущение складывалось на почве романского искусства и рано проявившегося интереса к античному наследию. Оно было связано со стремлением к преодолению византийской традиции и непродолжительным, но достаточно плодотворным влиянием готики.

На рубеже 13-14 веков итальянская живопись была готова к кардинальной перемене, которую осуществил Джотто.

Джотто (1266/76-1337)

Был живописцем, скульптором, архитектором, поэтом.

Одно из его главных творений – это фрески в Капелле дель Арена в Падуе. Капелла представляет собой прямоугольное здание с апсидой, перекрытое коробовым сводом. Чтобы художественно организовать ничём не расчленённое пространство, Джотто пришлось проявить незаурядное архитектурное чутьё. Есть предположение, что Капелла построена по проекту самого Джотто.

Он членит поверхность стен широкими лентами орнамента. Три полосы, наподобие декорированных арок, пересекают свод капеллы. Свод интенсивно голубого цвета, что напоминает о небесном своде. Стены также поделены на 4 горизонтальных яруса. Нижний имитирует мраморную облицовку, а три верхние разбиты на отдельные композиции, посвящённые жизни Девы Марии и Христа.

Используя схему членения стены, Джотто превращает каждый эпизод в самостоятельную картину, словно рамой, окаймлённую орнаментальной лентой. В каждой из них он изображает один законченный сюжетный момент.

Например.

1. Рождество. 1304—06

В то время император Август издал указ о проведении переписи на всей территории Римской империи. Поэтому каждый отправился в свой родной город для регистрации. Иосиф тоже пошел из галилейского городка Назарета в Иудею, в город Вифлеем. Он отправился на перепись вместе с Марией, которая была обручена с ним и ожидала ребенка. В Вифлееме у Марии подошло время родов, и она родила своего первенца, завернула его и положила в кормушку для скота, потому что в гостинице для них не было места (по Евангелию от Луки).

2. Иоаким среди пастухов. 1304—06

Цикл фресок рассказывает историю родителей Девы Марии. У Иоакима и Анны не было детей. Иоаким был уже в преклонном возрасте, когда за «бездетность» его выгнали из храма. После этого он ушел и некоторое время жил среди пастухов. Там он принес Господу жертву, и его жертва была принята благосклонно. Во сне ему явился ангел и поведал, что у них с Анной родится дочь. Ангел велел ему идти к Золотым Воротам, где его будет ждать Анна. В это же время Анне тоже явился ангел. Он сказал, что она забеременеет и чтобы она встала и шла к Золотым Воротам, где ее ждет Иоаким. После этого оба — и Иоаким, и Анна — пошли к Золотым Воротам, и там Иоаким запечатлел на устах своей жены божественный поцелуй, от которого и была зачата Дева Мария.

Позднее художник работал в церкви Санта Кроче во Флоренции, писал алтарные образы, был одним из архитекторов, построивших знаменитую Кампанилу Флорентийского собора.

Вопрос 29. Творчество Сандро Боттичелли. 1445-1510.

Боттичелли является крупнейшей фигурой в искусстве 15века. Он был тесно связан с придворной культурой двора Медичи, а, с другой стороны, пламенными проповедями монаха Савонаролы, который призывал погрязшее в грехах общество Флоренции к покаянию.

Страна – Италия.

Время – 15 век, Раннее Возрождение.

Настоящее имя – Алессандро Филипепи.

Деятельность – живопись.

Сюжеты:

1. Библейские: Мистическое Рождество, Поклонение волхвов, Оплакивание Христа.

2. Мифологические: Паллада и Кентавр, Весна, Рождение Венеры, Венера и Марс.

3. Портреты: Портрет молодого человека, Портрет Джулиано Медичи, Портрет Козимо Медичи, Портрет Симонетты Веспуччи, Женский портрет.

В изображении своих современников он стремился придерживаться традиций флорентийского профильного портрета, хотя нередко вносил в них некоторые достижения нидерландских мастеров.

Значение: впервые после долгого перерыва обратился к мифологическим сюжетам.

Вопрос 30. Многогранность творчества Леонардо да Винчи. 1452-1519.

Страна – Италия.

Время - 15 век, Высокое Возрождение.

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Портреты: Портрет Джиневры, Дама с горностаем, Портрет музыканта, Мона Лиза, Портрет Беатриче.

2. Библейские сюжеты: Мадонна в гробе, Благовещение, Мадонна Лита, Тайная вечеря,Иоанн Креститель.

2. Рисунки, наброски, силуэты.

II. Учёный и исследователь.

Научные прозрения, сохранившиеся в его рукописях и рисунках, намного опередили его время. Инженерия, математика, различные естественно-научные дисциплины неразрывно связаны в его понимании с практикой и теорией искусства.

Вопрос 31. Творчество Рафаэля Санти 1483-1526.

Страна – Италия

Время – 15 век, Высокое Возрождение.

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Портреты: Портрет молодого человека. Портрет Папы Юлия П. портрет кардинала. Автопортреты. Дама под покрывалом.

2. Библейские: Святой Себастьян. Мадонна в голубой диадеме. Мадонна Конестабили. Обручение Марии. Мадонна с гвоздикой. Мадонна со щеглом. Прекрасная садовница. Мадонна в кресле.

3. Монументальная живопись. Фреска «Афинская школа».

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим ко двору Папы Юлия П. работы по росписи парадных комнат (станц) дворца в Ватикане выдвинули Рафаэля в число величайших мастеров настенной живописи.

Фрески для дворца были созданы в период с 1509 по 1519 годы. Если раньше на одной стене располагалось несколько небольших композиций, то Рафаэль на каждой стене изобразил отдельное монументальное произведение. Согласно заказу Папы, все фрески были объединены общей темой: прославление католической церкви и её главы. Особый интерес представляют росписи Станции дела Сеньятуры (комната печати). Композиции фресок являются выражением 4 областей духовной деятельности человека.

«Диспут»представляет собой богословие, «Афинская школа» - философию, «Парнас» - поэзию, «Мудрость, Сила, Умеренность» - правосудие.

Программа росписи этой станци построена на сочетании библейских и древнегреческих сюжетов. Фреска «Афинская школа» является образцом синтеза гуманистических идей Ренессанса и античной культуры. Название фрески достаточно условно, так как изображённые на ней философы не принадлежали так называемой Афинской школе и были формально объединены художником.

В центре представлены фигуры Аристотеля и Платона. В левой части изображена группа философов, среди них выделяются Сократ и Алкивиад, последний облачён в шлем и панцирь.

На первом плане Рафаэль разместил две симметричные группы: слева с книгой в руках Пифагор, он окружён многочисленными учениками. Справа – Эвклид, он решает на грифельной доске геометрическую задачу. За ними – Зороастр и Птолемей, оба держат в руках глобусы. В низу правой части Рафаэль изобразил себя.

Все персонажи объединены настроением высокого духовного подъёма и глубокой мысли. По предположению некоторых исследователей, Рафаэль изобразил в образах философов своих современников. Прототипом Эвклида являлся архитектор Браманте, а Гераклита – скульптор Микеланджело.

II. Архитектура.

В 1514 году после смерти архитектора Донато Браманте Рафаэля пригласили принять участие в качестве главного архитектора в реконструкции храма святого Петра в Риме. Хотя планы Рафаэля по перестройке собора не были осуществлены, он сумел зарекомендовать себя как первый архитектор Рима.

Большинство построенных по проекту Рафаэля сооружений до наших дней не сохранилось.

Вопрос 32. Творчество Микеланджело Буонаротти 1475-1564.

Страна – Италия.

Время – 15-16 век, Высокое Возрождение.

Деятельность:

I. Скульптура: Давид. Пьета. Оформление гробницы Папы Юлия П в Риме.

II. Живопись: Сикстинская капелла – роспись плафона. Фреска «Страшный суд».

III. Архитектура. Главный архитектор собора святого Петра в Риме. Вестибюль библиотеки.

IY. Поэзия.

Вопрос 33. Творчество Джорджоне 1477-1510.

Страна – Италия.

Время – 15-16 век, Высокое Возрождение.

Деятельность:

1. Живопись.

Сюжеты: Гроза. Три философа.

Сельский концерт. В картине передано слияние человека с природой. Перед зрителем двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зелёных и красных цветов. Один из них вот-вот коснётся струн лютни, другой приготовился его слушать. На переднем плане, обратившись к зрителю спиной, расположилась обнажённая женщина с флейтой в руке. В левой части композиции стоит еще одна обнажённая дева, она собирается набрать воды в сосуд.

Нагота женских фигур выглядит весьма гармонично. Нагота является частью окружающей природы и важной аллегорией выражения целомудренных чувств. Эти женщины здесь – это музы.

Картина «Сельский концерт» послужила предметов изучения художника 19 века Эдуарда Мане. Переложив сюжет по-своему, он создал скандально известную картину «Завтрак на траве»!!!

Спящая Венера. Картина почти сгорела в одном из пожаров. Её восстановил друг Джорджоне Тициан, он переписал картину, оставив выражение лица героини и её грациозную позу. Несмотря на почти полное авторство, Тициан не подписал картину своим именем, а образ спящей богини позже появится в его работе «Венера Урбинская».

Картина «Спящая Венера» Джорджоне послужила отправным моментом в написании картин на этот сюжет. Ряд таков: Джорджоне «Спящая Венера» - Тициан «Венера Урбинская» - Эдуард Мане «Олимпия».

Особенность и значение Джорджоне в том, что он ввёл пейзаж в сюжет своих картин вслед за своим учителем Джованни Беллини.

Вопрос 34. Творчество Тициана Вечеллио 1476/1490-1576.

Страна – Италия.

Время – 15-16 век, Высокое Возрождение.

Деятельность:

1. Живопись.

Сюжеты:

1. Раннее творчество. «Три возраста мужчины».

Сюжет читается справа налево. Действие разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Их ждёт жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. В левой части картины под густой кроной дерева расположилась влюблённая пара. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. На заднем плане сидит старик с черепами в руках. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, всем своим видом выражая безысходность старости. Два черепа в его руке говорят о том, что недолог век молодой пары, мы рождаемся, чтобы потом умереть. К этой теме Тициан вернётся в более поздней работе «Аллегория времени и разума».

«Любовь земная и любовь небесная». На переднем плане изображены фигуры двух женщин, сидящих возле источника. На заднем – живописный пейзаж. Тициан писал эту работу, когда был увлечён Виолантой, её он изобразил в образе любви земной слева. Любовь небесная держит в поднятой руке сосуд с огнём. Эта картина аллегорическая и наполнена символами, так как создавалась для заказчика, который разбирался в литературе и искусстве.

Платье Любви земной охвачено поясом с пряжкой, на котором изображена эмблема супружества, символом которого также является венок из мирты на её голове. Зайцы на заднем плане слева – символ плодовитости.

Несмотря на разную трактовку двух образов, девушки очень похожи друг на друга. Разница между ними в том, что Любовь небесная обнажена, её бёдра слегка прикрывает белая ткань, а на левом плече – красная накидка, которая контрастирует со сдержанным цветом наряда Любви земной.

Серьёзная роль принадлежит пейзажу. Могучее дерево делит холст на две части. На левой (земной) части изображён дом, к которому стремится всадник, наверняка его там ждёт любимая жена. Пейзаж справа включает церковную колокольню, горы вдали, озеро и стадо с пастухом. Купидон в центре занят вылавливанием из воды лепестков роз.

В этой композиции Тициан пытается решить дилемму между чувством и страстью, с которой он сам столкнулся лично.

2. Портреты: Молодая женщина с зеркалом. Флора. Портрет мужчины в красной шапке. Портрет мужчины с перчатками. Портрет дочери Лавинии.

3. Мифологические сюжеты: Вакх и Ариадна. Венера с зеркалом. Венера Урбинская. Венера и Адонис. Даная. Венера с зеркалом.

4. Библейские сюжеты: Ужин в Эммаусе. Мадонна с кроликом. Воскресение Христово. Несение креста. Оплакивание Христа.

Вопрос 35. Творчество Яна Ван Эйка около 1390-1441.

Страна – Нидерланды.

Время – 15 век, Возрождение.

Деятельность:

1. Живопись.

Сюжеты:

1. Религиозные. Гентский алтарь. Писал его вместе со старшим братом Губертом, в произведении чётко различается две руки: традиционная и новаторская. Алтарь представляет собой настоящую живописную вселенную, где великое и малое воплощены с равноценным совершенством. В центре алтаря – божественный Агнец, символ крестной жизни Христа. Поклониться ему среди райской природы сходятся святые и праведники.

2. Портреты. Мадонна канцлера Роллена. Парный портрет – Портрет четы Арнольфини – впервые в европейской живописи!!

Вопрос 36. Образы и сюжеты Питера Брейгеля Старшего 1520/30-1569.

Страна – Нидерланды.

Время – 16 век, позднее Возрождение.

Деятельность6

I. Живопись.

Сюжеты.

1. Главным коллективным героем картин Брейгеля стала народная масса, он впервые сделал крестьянскую жизнь предметом искусства. За это он получил прозвище – Мужицкий.

Серия «Месяцы» (времена года): Возвращение стад. Сумрачный день. Жатва. Охотники на снегу (Декабрь).

Жизнь природы и жизнь человека, крестьянские труды и дни здесь представлены в единстве.

Картины, посвящённые крестьянским праздникам: Крестьянский танец. Крестьянская свадьба.

2. Картины философского плана: Вавилонская башня. Слепые. Сорока на виселице.

3. Картины юмористического плана: Битва Поста и Масленицы. Фламандские пословицы.

4. Библейские эпизоды: Пейзаж с бегством в Египет. Самоубийство Саула.

II. Графика. Гнездо сов. Три ведьмы.

Ощущал влияние творчества Босха!!

Вопрос 37. Творчество Босха 1450/60-1516.

Страна – Нидерланды.

Время – 15-16 век, позднее Возрождение.

Деятельность:

I. Живопись.

Сюжеты:

1. Алтарные образы. Триптих «Сад земных наслаждений». Полярно сочетает в себе свидетельства райской красоты мироздания, пёстрое цветение жизни со сценами катастрофического распада Вселенной. Триптих «Воз сена».

2. Картина аллегорическая «Корабль дураков».

Босх – один из художников, который применял в своём творчестве во многом непонятные символы, намёки, рисовал различных чудовищ и монстров. Некоторые искусствоведы считают, что Босх – «дедушка» будущего сюрреализма!!

Вопрос 38. Альбрехт Дюрер – яркий представитель немецкого Возрождения. 1471-1528.

Страна – Германия.

Время – 15-16 век.

Деятельность:

1. Живопись. Портреты. Автопортреты. Алтарные образы – «Праздник чёток»

2. Гравюры на дереве. Серии «Апокалипсис», «Большие страсти», «Малые страсти», «Жизнь Марии».

3. Гравюры на меди. Посвящены трём модусам человеческого бытия. «Рыцарь, смерть и дьявол» - героическое достоинство и бесстрашие странствующего рыцаря. «Святой Иероним в келье» - созерцательное уединение отшельника-аскета. «Меланхолия» - сомнение духа, пытающегося проникнуть в секреты мироздания.

4. Учёный-теоретик, автор трактатов о перспективе и пропорциях.

Вопрос 39. Характеристика стилей барокко, рококо и классицизм.

«Барокко…изначально означает «грубое» (относительно сортов жемчуга), следовательно, имеющую неправильную форму, странное, особенное». Зародилось барокко в Италии, а затем распространилось в Испании, Франции, Германии.

Взгляды на жизнь в эпоху Возрождения можно охарактеризовать простотой и ясностью. Эти качества были отражены в стиле архитектуры жилищ и их декора и преобразовались в прямые, симметричные линии и светлые чистые краски. Общественное сознание 17 века стало проявляться в архитектуре и декоре несколько иначе.

В идейном плане стиль барокко воплощает в себе сложный комплекс представлений, порождённых духовной культурой 17 века. В первую очередь это аспекты натурфилософский и психологический.

В натурфилософском аспекте мир воспринимается художником барокко как находящаяся в потоке бесконечного движения единая космическая стихия. Это образ пульсирующей материи, бурный, учащённый ритм биения самой жизни.

Психологический аспект связан с духовным миром человека, со сферой его чувств и переживаний. Внутренний покой, уравновешенность для искусства барокко воспринимаются как исключение, его основной эмоциональной нормой остаётся аффект.

Эти два аспекта обычно выступают в тесном слиянии, они взаимно обогащают друг друга. В основе барочного образа лежит дуализм, то есть раздвоение. Дуализм заключает в себе не одну, а две субстанции, две равнозначные основы. Одна из них воплощает земное телесное начало, другая – начало духовное. Иными словами, в образах барокко контрастно совмещены такие взаимно полярные моменты, как земная красота во всей её подчёркнутой телесности и выходящий из её границы духовный порыв, яркая чувственность и иногда мистическое озарение.

Стиль был основан на контрастах. Психологическая глубина религиозных и светских образов соседствовала с патетикой. Натуралистическая конкретность – с отвлечением от всего земного. В живописи барокко получили распространение изображения экстазов и мученичества святых, образы страдания, представленные как уроки терпения, приобщения к Страстям Христовым. Представители: Эль Греко, Хосе Рибера, Питер Пауль Рубенс, Франс Снейдерс.

Классицизм.

Само название (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную классику. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: