Методика и социология

Базисной для методики является также социология – наука об обществе как целостной системе. Базисный характер этой дисциплины объясняется тем обстоятельством, что развитие языка и мотивы его изучения во многом определяются экономическим и социальным развитием общества. Однако данные социологии используются в методике не непосредственно, а через другие дисциплины. Одна из них возникла на стыке социологии и лингвистики (социолингвистика), другая – социологии и психологии (социальная психология).

Социолингвистика изучает комплекс проблем, свя­занных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмами воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую язык играет в жизни общества.

Основными проблемами, исследуемыми социолингвисти­кой, являются: а) взаимодействие языка и нации, при возник­новении которой формируется «национальный язык»; б) язы­ковая ситуация как форма существования языка; в) взаимодей­ствие языка и культуры; г) билингвизм как отражение взаимодействия двух языков в рамках одного региона; д) соци­альные нормы функционирования языка, определяющие рече­вое поведение его носителей; е) языковая политика как сово­купность мер, предпринимаемых государством или обществен­ной группой лиц для сохранения или изменения языковых норм.

Для методики важными представляются данные, почерп­нутые из работ социолингвистов и касающиеся связей между языком и явлениями общественной жизни, о перспективах раз­вития языка в разных социальных и профессиональных сферах его применения. Исследования, проводимые Советом Европы по разработке «Общеевропейской компетенции владения ино­странным языком» (1996) и «Европейского языкового портфе­ля» (1997), призваны, в частности, учесть ситуацию, сложившу­юся в Европе в связи с массовой эмиграцией лиц, не владею­щих или плохо владеющих языком страны пребывания, и в условиях многоязычной Европы, как говорится в одном из на­званных документов, «повышать уровень развития каждого человека, изучающего язык».

Особенно плодотворным с позиции социолингвистики за последние годы представляется исследование взаимодействия языка и культуры, реализуемое в рамках лингвострановедения и культуроведения и концепции коммуникативного иноязыч­ного образования как развития индивидуальности в диалоге культур (Е.И. Пассов).

Социальная психология – дисциплина, возникшая на пересечении психологии и социологии. Эта дисциплина изучает зако­номерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в различные социальные группы. Для методики большое значение имеют следующие сведения, почер­пнутые из работ представителей этого направления научной мысли: психологическая совместимость школьников, входящих в состав учебной группы; психологические особенности самой группы и присущих учащимся качеств (сплоченность, лидер­ство, принятие групповых решений). Например, на студенчес­кий возраст приходится время активного формирования соци­альной зрелости, что предполагает способность каждого мо­лодого человека овладеть необходимой для общества совокупностью социальных ролей – специалиста, родителя, руководителя и др.

Особую важность для преподавателя языка представляет возможность формирования в процессе обучения социальной компетенции, т.е. способности учащегося вступать в коммуни­кативные отношения с другими людьми. Умение вступать в та­кие отношения требует от человека способности ориентировать­ся в социальной ситуации и управлять ею, что достигается, в частности, в ходе занятий по практике языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: