-Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф.Рокотов (Неизвестная в розовом платье), Д.Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В.Боровиковский (портрет М.И.Лопухиной).
- Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф.Щедрин), историческая и мифологическая (А.П.Лосенко), батальная (М.М.Иванов) и натюрмортная (обманки Г.Н.Теплова, П.Г.Богомолова)живопись. В акварелях И.Ерменева и картинах М.Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.
7.3. М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Под его руководством в этой технике были созданы станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при Петербургской Академии художеств было основано мозаичное отделение, главной задачей которого было изготовление мозаик для Исаакиевского собора.
|
|
7.4. Скульптура. Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма. Ярким представителем классицизма был скульптор и рисовальщик М.Козловский, прославивший себя памятником А.В.Суворову, изображенному в аллегорическом образе бога войны Марса.
Сын крестьянина-помора Ф.Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет. Его творчество отличается достоверностью, выразительностью и глубоким психологизмом (бюсты М.В.Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М.Голицына, М.Р.Паниной и др.).
Однимиз символов Петербурга стал памятник Петру I Медный всадник, созданный французским скульптором Э.Фальконе припомощи его ученицы М.А.Колло. Открытие памятника, работа над которым продолжалась 12 лет, состоялось в 1782 г.
7.5. Эрмитаж. В конце столетия с покупки Екатериной II ряда частных европейских коллекций начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира. Картины, гравюры, изделия прикладного искусства размещались в Эрмитаже зимнем дворце российских императоров.
ТЕАТР
Во второй половине XVIII в. театр приобрел огромную популярность.
8.1. Господствующее положение в русском театральном искусстве занял профессиональный театр.
8.1.1. Ведущим драматическим театром с 1756 г. стал созданный на базе театра Волкова Российский театр для представления трагедий и комедий в Петербурге (будущий Александринский).
8.1.2. В 1779 г. известный русский актер И.А.Дмитриевский, игравший в театре Волкова в Ярославле, открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсово поле) частный театр. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И.Фонвизина. В 1783 г. по указу Екатерины II театр был закрыт.
|
|
8.1.3. Увлечение Екатерины II оперой и балетом (для некоторых балетных постановок императрица даже сама написала либретто) способствовало их последовательному развитию во второй половин XVIII в. В 1766 г. впервые были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки.
8.2. Крепостной театр достиг в это время своего наивысшего расцвета. Как и в предшествующий период, особой известностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицы П.И.Жемчуговой (Ковалевой), исполнившей около 50 оперных партий, и балерины Т.В. Гранатовой (Шлыковой). В 1798 г. Прасковье Жемчуговой была выдана вольная и вскоре тайно состоялось ее бракосочетание с графом Н.П. Шереметевым; после скоропостижной кончины Жемчуговой в память о жене граф основал в Москве Странноприимный дом для неимущих.
Многие крепостные актеры получили специальную подготовку: Шлыкова например, училась у известного танцовщика Ле-Пика в школе при крепостном театре. Крепостной театр из любительского стал превращался в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.
8.3. Дальнейшее развитие получил школьный театр.
МУЗЫКА
9.1. Основные особенности. Во второй половине XVIII в. отечественное музыкальное искусство достигло больших успехов. В последней трети столетия начала формироваться национальная композиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е.И.Фомин, М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский) учились у итальянских композиторов. Им удалось соединить в своем творчестве современный опыт западноевропейской музыкальной культуры с национальными песенными традициями.
Традиционные музыкальные направления (народная и духовная музыка) получили дальнейшее развитие.
9.2. Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, характеризующаяся формированием новых жанров. Появляются бытовая опера (Соколовский М.М. Мельник-колдун, обманщик и сват), песенная опера на национальные русские сюжеты (Е.И.Фомин Новгородский богатырь Боеслаевич, Ямщики на подставе), романс (О.А.Козловский Российские песни), героико-патриотический полонез (О.А.Козловский Гром победы, раздавайся).
9.3. Духовная музыка. Композиторы М.С.Березовский и Д.С.Бортнянский создали новый типдуховного хорового пения.
9.4. Народная музыка. По-прежнему были широко распространены традиционные обрядовые и бытовые, бурлацкие и рекрутские песни. Возросла популярность разбойничьих песен, широкое распространение получили песни, посвященные предводителям народных движений Булавину, Пугачеву и др.
ИТОГИ
10.1. Началось формирование системы общего образования; шире стал круг русской творческой интеллигенции.
10.2. На смену религиозной средневековой системе мышления пришел рационализм, что в значительной степени способствовало развитию отечественной науки, в кратчайшие сроки сделавшей значительный рывок вперед. В области естествознания отечественная наука приблизилась к мировому уровню.
10.3. Искусство второй половины XVIII в. развивалось в соответствии с аналогичными стилевыми течениями в передовых школах Западной Европы. Практически во всех видах художественного творчества были достигнуты большие успехи. Русские живописца, зодчие, скульпторы получили признание в лучших академиях Европы: архитектора Баженова избрали профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.
|
|
10.4. К концу XVIII в. на основе преодоления локальной замкнутости подошел к завершению длительный процесс становления национальной культуры.
10.5. У силилась, в то же время, социокультурная поляризация общества, различия между элитарной дворянской и народной формами культуры стали еще глубже.
10.6. Победа светского направления во всех областях культуры, утверждение господства рационалистического сознания и связанные с этим успехи науки, а также расширение и укрепление международных культурных связей, подготовили блестящий расцвет русской культуры в XIX в.