IV этап. Выявление качеств, опасных для общения

Make sure you know the meaning and significance of each of the following terms:

ablaut

acronyms

affixes

allomorphs

backformation

base

blends

borrowing

bound morpheme

case

category change

clipping

coinage

compounding

conjugation

conversion

derivational affix

free morpheme

gender

inflectional affix

lexicon

morpheme

morphology

number

onomatopoeia

person

plural

prefix

suffix

tree structures

word

IV этап. Выявление качеств, опасных для общения

Обычно у каждого человека есть некоторые особенности, ко­торые он скрывает от людей. Причины сокрытия разные. Их нуж­но учитывать для того, чтобы правильно ориентироваться в по­строении отношений. Некоторые качества пытаются скрыть из-за их опасности для коммуникации (несдержанность, бестактность, вспыльчивость, резкость, грубость и т.п.), другие – потому, что они являются социально неодобряемыми (завистливость, хи­трость, льстивость, черствость и т.п.). Однако есть в числе утаива­емых свойств некоторые, расцениваемые человеком как собствен­ные «слабости», которые он не хочет «выставлять напоказ».

Иногда маскируют качества, которые связаны с поведением в трудных или опасных ситуациях (например, нерешительность или трусость). Скрывают и такие, которые препятствуют развитию от­ношений (подозрительность, недоверчивость), либо связаны с пре­имущественно отрицательной оценкой окружающих (пренебреже­ние, презрение, высокомерие), либо используются для подавления другой личности (агрессивное поведение, авторитарность).

Основная функция IV этапа общения – поиск тех качеств, ко­торые еще не выявились на предыдущих этапах, но которые прису­щи человеку. Поскольку они не проявлялись раньше по той причи­не, что их «тормозили», избегали показывать в полной мере либо прямо скрывали, необходимо их выявить.

Другая задача заключается в том, чтобы определить силу опас­ных качеств относительно всех остальных, степень вероятности их проявления, а также круг тех обстоятельств, для которых эти качества предназначены (в которых они проявляются). Таким об­разом, должна быть обеспечена предсказуемость появления кон­кретного качества в конкретных обстоятельствах.

Положительные факторы:

а) нацеленность на то, чтобы не фиксировать ваше внимание на появившихся или установленных качествах партнера;

б) отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрица­тельных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении;

в) понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений;

г) готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные каче­ства также будут раскрыты.

Отрицательные факторы:

а) ваше поведение может быть расценено как «выведывание ка­честв»;

б) маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы о качествах, «сплошные вопросы»);

в) ваши прямые вопросы относительно отрицательных качеств собеседника (вначале это расценивается им как «приписывание»).

Механизмы IV этапа разделяются на те, которые обеспечивают обнаружение качеств, и те, которые дают возможность проверить их силу. Например, сопоставляется то, что было ранее объявлено вашим партнером как «сдержанность», с тем, что реально наблю­дается в его поведении.

Если объявленное совпадает с вашим наблюдением, значит, со­крытие отсутствует. В другом случае «срывы» и вспышки гнева дают вам основание считать, что заявленная ранее сдержанность нереальна, возможно, она маскирует какое-либо более опасное ка­чество (например, агрессивность).

Таким образом, на основе сравнения одного и того же качества по разным проявлениям фиксируются согласованность или рассогласованность. Как правило, материалом для сопоставления явля­ется, с одной стороны, смысл заявленного ранее, а с другой – осо­бенности речевого поведения, интонации, мимики и жестикуляции партнера.

Данный этап общения требует от вас придерживаться следую­щих принципов:

- «инициативы». Не ожидая сообщений от своего собеседни­ка, вы должны продемонстрировать готовность начать рас­сказывать о себе, своих слабостях и некоторых отрицатель­ных сторонах личности.

- «откровенности». После установления определенных отно­шений вы должны продемонстрировать готовность быть от­кровенным.

- «эквивалентности». Вы должны сообщать о себе столько же и в той же мере, сколько сообщает о себе собеседник.

В отличие от других этапов, здесь допускаются ваши сомнения и могут быть высказаны возражения. Споры являются нормаль­ным явлением, создающим необходимый фон отношений.

На IV этане общения вы можете:

а) допускать споры, но не осуждение;

б) придавать большее значение самому факту сообщения о скрытом, нежели характеристике его содержания (подкреплять любое раскрытие качеств);

в) постоянно подчеркивать свое собственное доверительное отношение к собеседнику, проявлять уверенность в том, что все ска­занное не будет никому передано, а останется известным только вам двоим;

г) в случае возникновения спора немедленно прекращать его.

Если ваш партнер по общению не стремится к высказываниям, можно применить психологический прием. Но прежде всего, необ­ходимо установить причины, почему это происходит. Собеседник может сдерживаться из-за того, что опасается неодобрения или от­рицательной оценки с вашей стороны. Какие же тактические при­емы будут способствовать возбуждению (или ускорению) у вашего партнера потребности высказаться'?

Прием «Высказывание сомнений» заключается в том, что неко­торые сообщения собеседника вы подвергаете сомнению сразу же после их высказывания. Этим вызывается односторонняя защита. Поводом для таких сомнений всегда должно быть какое-либо не­ожиданное несоответствие в только что высказанном. Сомнения хотя бы по одному факту должны быть высказаны незамедлитель­но – партнер будет стремиться немедленно устранить их.

Прием «Сопоставление противоречий». Когда нужно возбудить у человека активную направленность на самостоятельное выска­зывание, следует сопоставить (столкнуть) все противоречия, ко­торые могут быть «предъявлены» ему как его собственные. Есте­ственно, нужно их предварительно накопить. Это позволит ему выйти из выжидательного состояния. Обычно человека можно по­будить к высказыванию, указав на противоречия в его словах.

Прием «Диагностические вопросы». Ваши вопросы, касаю­щиеся свойств и качеств других людей, побуждают партнера вы­сказать свое мнение но поводу их характеристик, а тем самым – его отношение к отрицательным качествам. Выясняется его пред­ставление о правильности поведения окружающих.

Прием «Вызов спора» заключается в том, что вы начинаете спорить по какому-либо поводу, происходит острый обмен мнени­ями. Обычные возражения с обеих сторон создают ситуацию, при которой каждый сопротивляется воздействию другого и высказы­вает свои аргументы. Спор и защита позиций вызывают стремле­ние собеседника выдавать собственные способы воздействия или защиты.

Прием «Расслабление». Иногда человек готов рассказать о себе, но в то же время чувствует себя неловко, неуверенно, не зна­ет, с чего начать разговор. В этих случаях целесообразно снять на­пряжение, отвлекая внимание на посторонние темы.

Признаки и показатели IV этапа:

а) первое выражение партнером сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определенных им ранее своих качеств;

б) явные расспросы, просьбы сообщить, какой может быть сде­лан партнером выбор в той или иной ситуации: «Не может быть, чтобы вы ничегоне сказали ему в тот раз», «Наверное, вы тогда спокойно вышли из ситуации» и т.д.;

в) стремление собеседника изменить ваше мнение о его лич­ностных особенностях, о неправильном первом заключении: «Вы сильно ошиблись в своих выводах относительно меня». «А вы не допускаете мысли, что основательно заблуждаетесь относитель­но характеристики моей личности?», «Вы преувеличиваете мои достоинства» и т. д.;

г) своеобразное самообнажение и самообвинение, проявляю­щиеся в высказываниях вашего партнера о его поведении: «Я, как всегда, оказался слабым», «Я обычно бываю чересчур резким в та­ких ситуациях», «Я не могу действовать уверенно в этих обстоя­тельствах», «Я безволен», «Я циник» (это как бы компенсация за предыдущее сокрытие);

д) его рассказы о себе как о другом человеке («рассказы о при­ятеле»): абстрактному, вымышленному товарищу приписываются отрицательные свойства, чтобы установить, как они будут приня­ты вами; тем самым собеседник как бы пытается приучить вас к восприятию таких свойств;

е) попытки «опережающих возражений»; до того, как вы вы­скажете свое суждение о партнере, он стремится сам высказаться о себе: «Вы хотите сказать, что я недостаточно осведомлен», «Вы сейчас думаете, что все, о чем вы мне говорите, не пойдет впрок», «Вот вы сейчас будете говорить мне...»;

ж) «экстремизм» собеседника: его особое отклоняющееся по­ведение или поступок для выведывания вашей реакции: «А если я обманул вас?»;

а) попытка навязать вам спор или дискуссию.

Существенным признаком IV этапа являются расспросы парт­нера о других людях, в основном об их скрываемых личностных особенностях и свойствах: «Что из себя представляет Д.?», «Как далеко простираются амбиции Н.?»

Анализ показывает, что это своеобразное испытание вас «на прочность». Как уже подчеркивалось, высказывание о других лю­дях является лишь способом с самого начала проверить, насколь­ко вам можно довериться и при каких условиях можно быть с вами откровенным. В то же время это – свидетельство готовности и на­зревшей потребности раскрыться.

Результаты IV этапа. По окончании поисков, направленных на выявление отрицательных качеств партнера, вы обнаруживаете те его черты, которые не проявлялись ранее и не были вам извест­ны. В ходе выявления таких качеств вы должны учитывать также способы их сокрытия и выявить мотивы маскировки. Именно по­этому становится более понятной роль таких качеств в структуре личности собеседника.

Существенный результат – выяснение тех привычек, которые также являются помехами в общении (рассеянность, небрежное выслушивание собеседника, перебивание и др.).

Таким образом, к концу IV этапа общения положительные ка­чества вашего собеседника зафиксируются, отрицательные будут иметь тенденцию к систематическому проявлению, с чем вам нуж­но считаться.

V этап. Адаптация к партнеру и установление контакта

Поскольку вы в основном уже выявили главные достоинства и недостатки своего собеседника, создаются предпосылки для ока­зания направленного воздействия на него, построения доверитель­ных отношений. Особенно важным здесь является поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне.

Это возможно только при таком распределении ролей, когда наиболее рационально используются ваши потенциалы и испол­нение роли каждого участника общения соотносится и совпадает с ожиданиями другого. Роли распределяются по принципу взаим­ного дополнения. Кроме того, вырабатываются совместные прави­ла поведения.

Основными на V этапе являются механизмы, регулирующие приспособление одной личности к другой (то есть характеристи­ки одного человека регулируются до тех пор, пока они не будут оптимальными с точки зрения взаимодействия с характеристиками другого). Их можно назвать адаптивными. Другие, которые обе­спечивают процесс приспособления – связаны с коррекцией. Это механизмы, определяющие оптимальный режим взаимодействия при внесении в него постоянных поправок.

Ваша тактика на данном этапе общения должна сводиться к ве­дению равноправного диалога. Можно использовать все, что будет способствовать снятию опасений собеседника за уступки, на ко­торые он пойдет по вашей просьбе. Поэтому все приемы должны быть направлены на возбуждение у партнера стремления к взаимо­действию с вами:

- «первичные действия». Когда возникает угроза проявления какого-либо нежелательного качества или свойства, целесо­образно смягчать ситуацию. Если может появиться обида, следует предупреждать: «Вы только не обижайтесь на то, что я сейчас скажу вам». Вероятные вспышки гнева мож­но также предупредить: «Вы только не сердитесь на то, что сейчас услышите»;

- «указание на качество, требующее регуляции». Рассчитан на то, чтобы с помощью ожиданий определенных действий включить соответствующую мотивацию поведения: «Зная вашу нетерпеливость, все же прошу потерпеть, поскольку это необходимо для решения данного вопроса»;

- «подчеркивание и утверждение образовавшейся совмести­мости». Когда партнер имеет достаточно четкую установ­ку на то, что какие-то совместные действия возможны толь­ко при наличии исходной совместимости, следует подчер­кивать, что она уже образовалась и проявилась к данному моменту. Например: «В связи с тем, что мы можем совмест­но успешно решать вопросы, необходимо спокойно обсу­дить создавшуюся ситуацию. Сейчас мы придем к нужному и правильному решению»;

- «обращение за советом» применяется в тех случаях, когда констатируется пассивная позиция собеседника и необходи­мо повысить его значимость. Прием способствует появле­нию у него желания быть активно включенным в разработ­ку общих планов и программы поведения.

Именно на конечной стадии общения появляется возможность проверить правильность проведенной вами предварительной диа­гностики партнера. Только теперь вы можете услышать от него бо­лее или менее доверительные высказывания относительно скры­ваемых сторон (в той форме, которую человек считает необходи­мой). Это могут быть его отрицательные поступки, слабости, не­гативные привычки.

В качестве скрываемых могут также выступать и отдель­ные представления собеседника, его взгляды, принципы поведе­ния, установки. В отличие от тех разрозненных сведений об от­рицательных сторонах личности, которые могут фигурировать на IV этапе, здесь у вас появляется возможность получить целостную картину. Важным бывает также и отношение к своим действиям, поступкам и оценкам других. Человек начинает высказываться о себе, своих действиях, а также о действиях других людей в тех вы­ражениях, которые являются характерными для него.

Признаки и показатели V этапа. Для этого этапа типичными являются все признаки, говорящие о произошедших изменениях в поведении партнера, его высказывания и обращения, свидетель­ствующие о предпочтении принять общие суждения и решения. Начинает преобладать стремление подчеркнуть «общность це­лей», «одно направление», «совместные решения» и т.д. Отмеча­ется также стремление оповещать вас о предполагаемых действи­ях, ставить вопросы на обсуждение.

Наиболее ярким сигналом изменений является «эффект буме­ранга». В определенный момент вы начинаете чувствовать, что со­беседник сообщает ваши собственные, ранее высказанные вами мысли, мнения, суждения и оценки. Это знак того, что они были в достаточной мере усвоены им, приняты и выдаются уже как ре­зультат его размышлений. Еще одним показателем наступившего этапа является отчетливая смена суждений и оценок.

То есть если раньше собеседник был против какого-либо поло­жения, то теперь он изменил свою позицию. Иногда это выступает в смягченной форме: в виде готовности к принятию всего предло­женного вами («Говорите, что и как нужно сделать для того, чтобы все было хорошо»), иногда – в форме неожиданного признания правомерности высказанного вами, даже и в ограниченных преде­лах. Это своеобразная сдача позиций.

Существенным показателем наступившего этапа является так­же предложение решать какой-либо спорный вопрос так, как вы считаете это нужным. Разновидностью подобного поведения яв­ляется предложение вам самому делать выбор при возникновении множества вариантов.

Показателем сформировавшегося этапа являются высказыва­ния типа «как мы условились», «как мы договорились», «как мы решили» и т.д.

Результаты V этапа. Основное – это понимание не только ка­честв партнера, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения вы способствуете формированию у него раз­личных психологических состояний, которые облегчают контакт: прежде всего комфортности, защищенности, которые происходят от внутренней уверенности в вашей помощи при решении проблем.

Все это сопровождается уверенностью собеседника в правиль­ности принятого решения, так как оно было выработано вами совместно. Ваше одобрение его поведения порождает у партнера уверенность в правильности собственных намерений и тем самым создает предпосылки к их реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: