Разновидности общения

Один из признаков типа общения – система действующих в общении лиц, субъектов общения. М. С. Каган [1988, с.45-66] выделяет четыре основные разновидности общения:

1) общение с реальным партнером,

2) общение с иллюзорным партнером,

3) общение с воображаемым партнером,

4) общение воображаемых партнеров.

Главный тип – первый, общение с реальным партнером. Он существует в нескольких разновидностях. Мы рассмотрим его подробнее. Но сначала несколько слов о других типах.

Под «общением с иллюзорным партнером» понимается коммуникативное взаимодействие человека с животными, природой, вещами. К «воображаемым партнерам» относятся мифологические существа (например, обращение к духу реки в рыбацких ритуалах нанайцев и других северных народностей), художественные образы, представление самого себя в качестве отдельного субъекта, с которым можно общаться (так называемое «второе Я»). «Общение воображаемых партнеров» – это общение персонажей в мире художественного произведения.

Вернемся к первой разновидности, которая существует в нескольких вариантах. Вариант 1а — межличностное общение. Партнеры в нем выступают как индивидуальности, т. е. в общении значимы и, следовательно, принимаются во внимание любые общие и индивидуальные, особенные черты, свойства коммуникантов. Примерами этого варианта общения могут служить как доверительная дружеская беседа, так и, к сожалению, семейный скандал. Вариант 1а реализуется и в непосредственном, и в опосредованном общении, например, в форме писем.

Вариант 1бобразуют представительское общение и ролевое. В представительском общении партнеры по коммуникации выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций, и именно эти качества важны в коммуникации, выдвигаются на первый план. Так, для клиента, обращающегося за консультацией к юристу, неважно, есть ли у собеседника дети, какие он предпочитает галстуки, как обычно проводит отпуск, сангвиник он или меланхолик и т. д. Клиенту также не важны личностные особенности юриста. Юрист ведет себя с обратившимся к нему человеком именно как с клиентом, а клиент рассматривает его как юриста-консультанта. Поведение людей в представительском общении нередко характеризуют как ролевое.

Межличностное общение (вариант 1а) не может быть официальным.
Представительское обычно бывает официальным, но степень его официальности может колебаться.

Вариант 1в– групповое общение. Это общение между целыми группами людей (например, между командами в телеигре «Что? Где? Когда?») или общение одного человека с группой (группами) людей. Разновидности последнего – публичная и массовая коммуникация. «При публичном общении, – считает специалист по проблемам речевой коммуникации
Н. И. Формановская, – массовый адресат в целом известен, находится в поле зрения говорящего (аудитория учебного процесса, собрания и мн. др.). Публичное общение осуществляется в жанрах выступления, лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. При массовой коммуникации (ее средства – газета, журнал, радио- и телетрансляция, компьютерная связь и т. д.) адресат не в поле зрения автора текста, он лишь прогнозируется, исчисляется» [1998, с. 22].

Вариант 1г– общение культур. Нет ни одной культуры, которая развивалась бы в абсолютной изоляции от других культур. Не существует и абсолютно однородных, внутренне совершенно цельных культур. Что такое общение культур или межкультурная коммуникация? Для определения данного вида общения можно исходить из самого термина: это общение людей, представляющих разные культуры. В книге Е. М.Верещагина и В. Г.Костомарова «Язык и культура. Лингвострановедение в преподавнии русского языка иностранцам» дается следующее определение:

Межкультурная коммуникация (МКК) – это «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам [1990, с. 26].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: