Конспект лекции. Эксперты считают, что система социальной защиты населения в России стала полноправным участником информационного пространства страны

Эксперты считают, что система социальной защиты населения в России стала полноправным участником информационного пространства страны. Объективно это способствовало значительному повышению спроса на системы информационной поддержки и методики их эффективного использования. В этой связи, прогнозируется усиление внимания к формированию баз данных, ориентированных на конкретного человека, групп людей по социально-демографическому признаку, что становится, безусловно оправданным в контексте процессов институализации и развития социальной сферы в Российской Федерации.

Помимо того, что ориентированные на личность массивы данных наиболее эффективны в качестве информационной поддержки целевых социальных программ, они не заменимы при анализе вариантов повышения эффективности капиталовложений в социальную сферу. Вместе с тем, совершенно очевидно, что информационные системы и базы данных, связанные, в частности, с вопросами предоставления социальных преференций, создают лишь фрагмент общего информационного пространства социальной сферы и не могут обеспечить полной реализации заложенного в них потенциала при отрыве от других информационных ресурсов государства.

Как показывает анализ регионального опыта, преимуществ в решении проблем оптимизации информационно-коммуникативного взаимодействия в системе социальной защиты добились те региональные органы власти, которые осуществляли внедрение новых информационно-коммуникативных технологий планомерно, на основе анализа потребностей получателей социальных услуг, учета задач, стоящих перед системой социальной защиты и возможностей их удовлетворения.

В этой связи пристального внимания заслуживает обобщение и анализ опыта ряда северных регионов, в которых в силу значительной удаленности территориальных органов и учреждений соцзащиты проблема обеспечения эффективного информационно-коммуникативного взаимодействия стояла особенно остро.

Положительной оценки в этом отношении заслуживает опыт Тюменской и Томской областей.

Так, в Томской области подготовительная работа к оказанию государственных услуг в электронном виде началась в 2008 г. и осуществлялась в несколько этапов[4].

В рамках I и II этапов на региональном портале Томской области Томской области заявителям была предоставлена возможность ознакомиться с описанием каждой услуги, с перечнем нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление услуги, с административным регламентом, с перечнем необходимых документов, предъявляемых заявителем. Гражданам также предоставлялась возможность распечатать бланк заявления и заполнить его по предлагаемому образцу.

Для реализации второго этапа в 22 нормативных правовых акта Томской области, регулирующих предоставление социальных услуг в системе социальной защиты населения, были внесены изменения, устанавливающие право граждан использовать размещенные на Портале бланки заявлений.

Таким образом, I и II этапы перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде были полностью реализованы.

Следующий (III) этап был посвящен решению такой значимой проблемы как обеспечение межведомственного информационного взаимодействия и организации предоставления государственных услуг в режиме «одного окна». Для реализации задач этого этапа приказом департамента социальной защиты населения была создана рабочая группа, определены ответственные лица за перевод государственных услуг в электронную форму в департаменте и в каждом подведомственном учреждении. В департаменте и в центрах социальной поддержки населения назначены операторы учетной системы – ответственные за прием и регистрацию электронных документов, взаимодействие с заявителями посредством порталов государственных услуг.

Далее департамент социальной защиты населения провел анализ предоставляемых государственных услуг, на основе которого были выделены 20 услуг с элементами межведомственного информационного взаимодействия. На каждую такую услугу разработана технологическая карта межведомственного взаимодействия, представляющая собой документ, в котором отражены общие сведения об услуге, приведен исчерпывающий перечень необходимых для ее предоставления документов и сведений, представляемых как лично заявителем, так и подлежащих запросу посредством межведомственного информационного взаимодействия. Технологическая карта также содержит подробное описание каждого запроса, в котором указан состав сведений, установлены сроки для направления запроса и получения ответа, определен способ обмена информацией. В ходе разработки технологической карты было установлено, что количество межведомственных запросов по каждой из 20 услуг колеблется от двух до 17. Соответственно, на это количество сокращается пакет документов, представляемых заявителем.

В числе приоритетных партнеров межведомственного информационного взаимодействия были определены Росреестр, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, федеральные силовые ведомства, налоговая и миграционная службы, органы исполнительной власти Томской области (ЗАГС, департамент труда и занятости) и органы местного самоуправления[5].

В ходе организационных мероприятий также проводился анализ региональных нормативных правовых актов, административных регламентов. Все они были приведены в соответствие с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг». Кроме того, были подготовлены изменения в нормативные правовые акты, предусматривающие порядок межведомственного информационного взаимодействия в процессе предоставления государственных услуг, нормы по установлению юридической значимости документов, получаемых по электронным каналам связи.

В последующем департамент социальной защиты населения Томской области сконцентрировал внимание на проведении комплексного реинжиниринга процесса предоставления государственных услуг[6]. Повышению результативности работы в этом направлении во многом способствует создание информационно-технологического центра Томской области. В структуру данного учреждения входят четыре профильных отдела – отделы разработки и внедрения программного обеспечения, технический отдел и отдел информационных технологий. Первые два отдела занимаются созданием и внедрением специализированного программного обеспечения, а последние – сопровождением процесса информационно-коммуникативного взаимодействия[7].

Аналогичные мероприятия по подготовке к оказанию государственных услуг в электронном виде проводились департаментом социального развития Тюменской области. Здесь в целях повышения эффективности в этом направлении была создана специальная структура – Государственное казенное учреждении «Центр информационных технологий Тюменской области» (далее – ГКУ «ЦИТ ТО»), которое является региональным оператором системы межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде (СМЭВ). Кроме того, ГКУ «ЦИТ ТО» является уполномоченной организацией Тюменской области по организации выпуска универсальных электронных карт[8].

В Республике Башкортостан, где к настоящему времени подготовительные работы к переводу государственных и муниципальных услуг в электронную форму в основном уже завершены региональное министерство труда и социальной защиты концентрирует внимание на оптимизации информационных Интернет-ресурсов. Основными из них являются официальный сайт Минтруда РБ и Информационный портал занятости населения Минтруда РБ. Примечательно, что функционирование информационных ресурсов сопровождается аналитической работой, ведется ежемесячный мониторинг активности их работы – анализируется количество просмотров и посетителей всех сайтов, количество размещенных новостей учреждениями количество оказанных услуг по информированию определенного круга лиц посредством электронных информационных терминалов. На основе результатов мониторинга составляются рейтинги учреждений и принимаются решения по дальнейшему развитию ресурсов[9].

В большинстве субъектов РФ в процессе информации системы социальной защиты решалась проблема создания регистров социальных услуг. Образно всю систему регистров можно представить в виде некой общей модели русской матрешки, где верхняя и большая ее оболочка – это будущих государственный регистр населения конкретной территории, формализованный, как правило, по паспортным данным каждого гражданина, находящегося в данном регистре. Следующие внутри оболочки – это специальные регистры, так, например, социальный регистр населения; внутри которого может быть регистр инвалидов; внутри данного регистра – регистр технических средств реабилитации и т.д.

Очевидно, что информационные поля этих регистров не только взаимно дополняют друг друга, но и подчас взаимно пересекаются. В этой связи возникает вопрос соединения по заданному формату в одном месте информации из вышеперечисленных регистров, скажем, в регистре (социальном регистре) населения субъекта Федерации. Данная проблема уже практически решена в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе, в Московской области. С учетом имеющегося опыта, представляется целесообразным жестко привязать данные всех регистров по типам и уровням, так как каждый из них решает свои задачи. Главная проблема заключается в том, чтобы добиться актуализации, целостности и достоверности данных различных направлений на уровне, как местного сообщества (в муниципальных образованиях), так и на уровне субъекта Федерации. Пути решения поставленных вопросов напрямую зависят от задач, которые ставятся перед социальным регистром населения субъекта Федерации и муниципального образования. Тем не менее, очевидно, что решать их необходимо как аппаратными, так и организационными средствами.

Обоснованием всех принимаемых решений в подразделениях органов государственной власти, осуществляющих управление социальной защитой населения, выступают реальные запросы граждан, обращающихся за предоставлением мер социальной поддержки. Это позволяет увеличить эффективность управления. Включая мониторинг потребностей и возможностей граждан, выработку вариантов решений, контроль их исполнения[10].

Адресное взаимодействие органов власти с населением через социальные регистры населения существенным образом способствует повышению качества принимаемых управленческих решений.

Поддержка управленческих решений в области социальной защиты населения является одной из ключевых задач построения единого информационного пространства для государственных, муниципальных учреждений и населения России. На решение этой задачи направлено создание автоматизированных информационных систем ведения электронных регистров населения.

Данные системы обеспечивают повышение эффективности функционирования органов социальной защиты путем автоматизации основных видов их деятельности, таких как:

- учет проблемно-ориентированных категорий населения;

- информационное обслуживание населения;

- электронный документооборот, обеспечивающий принятый государственный регламент обслуживания населения.

Систем позволяет также обеспечить решение задач учета и организации обслуживания населения, стоящих перед органами управления социальной защитой населения.

Цели создания социального регистра населения:

- обеспечение адресности оказания социальной помощи и оперативности обслуживания населения по вопросам социальной защиты;

- определение требуемого уровня социальной поддержки для каждой категории граждан; планирование расходов на социальную поддержку;

- обеспечение рационального использования и контроля расходования средств на оказание помощи населению;

- обеспечение органов государственной власти оперативной и достоверной аналитической информацией для планирования бюджетов и деятельности по социальной поддержке.

Задачи ведения социального регистра населения:

- обеспечение органов власти и местного самоуправления оперативной и достоверной информацией о количественном и качественном составе жителей территории;

- сокращение финансовых и организационных расходов за счет применения электронных форм взаимодействия с гражданами и оказания социальной помощи по адресному принципу;

- ускорение прохождения запросов и реакции на обращения граждан в органах государственной власти и местного самоуправления;

- формирование инфраструктуры системы персонального учета населения на местном и региональном уровне с возможностью интеграции с существующими системами учета и хранения информации в единую систему на федеральном уровне.

Использование системы позволяет:

- улучшить информационное обслуживание граждан;

- сократить время на поиск и обработку информации сотрудниками;

- обеспечить централизованный контроль данных и деятельности структурных подразделений;

- учитывать и анализировать запросы граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, а также степень удовлетворения их потребностей.

Регистрами выполняются следующие наиболее значимые функции:

- обслуживание населения – учет и обработка запросов;

- организация принятия решений о предоставлении социальной помощи и мер социальной поддержки;

- организация и контроль реализации принятых решений;

- формирование отчетности по проведенным работам;

- подготовка статистических сведений, формирование прогнозных оценок по социально-демографическому развитию территорий;

- обмен данными с информационными системами смежных ведомств, в том числе с государственным регистром населения.

Учитывая специфику деятельности органов социальной защиты населения, структурирование социального регистра необходимо осуществлять на основе разработанных кодификаторов категорий получателей мер социальной поддержки, а приоритетность для граждан, имеющих право на получение нескольких мер социальной поддержки, определять на основе финансового мониторинга.

В целях нормального функционирования социального регистра населения, он должен регулярно в заданном временном формате актуализироваться как на уровне территориального структурного подразделения, та и на уровне органа управления системой социальной защиты населения субъекта Федерации.

Опыт, накопленный в системе социальной защиты населения Московской области в создании и функционировании социальных регистров населения, позволяет сделать вывод о том, что грамотно построенные персонально ориентированные электронные базы, позволяют значительно повысить уровень социальной работы с населением[11].

В некоторых регионах внедрение автоматизированных информационных систем позволяет не только аккумулировать информацию о получателях социальных услуг, но и осуществлять анализ эффективности деятельности социальных учреждений. Показателен в этом отношении пример создания и внедрения автоматизированной информационной системы учреждений социального обслуживания (АИС УСОН) Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Реализуемая им программа предназначена для создания информационного банка данных услуг учреждений социального обслуживания, ведения электронных карт клиентов учреждений социального обслуживания и учета оказываемых им услуг, ведения электронных паспортов учреждений социального обслуживания.

Кроме автоматизации существующих процессов с помощью данной системы решается и ряд других важных задач:

- ввод и обновление информации о клиентах учреждений социального обслуживания;

- организация ведения информации об оказанных услугах;

- ввод и обновление данных, содержащихся в базе электронных паспортов учреждений социального обслуживания населения;

- ведение универсальных справочников и классификаторов, централизованного обновления данных;

- анализ эффективности предоставления услуг учреждениями социального обслуживания[12].

Особого внимания заслуживает опыт реализации межведомственного взаимодействия региональных органов управления социальной защитой и других социальных ведомств. Так, например, в Ленинградской области разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия на 40 государственных социальных услуг. На их основе обеспечено информационное взаимодействие в электронном виде с Пенсионным фондом, службами занятости, Фондом социального страхования, организациями ЖКХ. Минимизации административных процедур способствует создание электронных дел на каждого получателя социальных выплат и мер социальной поддержки, автоматизация систем назначения и выплат, позволяющая в электронном виде формировать решения о назначении, выплатные документы и осуществлять зачисление выплат на счета, открытые гражданами (по их выбору) в филиалах банков и почтовых отделениях в течение 3-х дней[13].

Одним из эффективных инструментов внедрения современных информационных технологи в работу учреждений системы социальной защиты населения выступает организация экспериментальных площадок. Одна из таких площадок создана по инициативе Департамента семейной политики Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия) в целях адаптации и внедрения комплексов компьютерных психодиагностических технологий и коррекционных программ «Эффектон Студио» в работу учреждений социальной защиты и реабилитационных центров.

Реализации данных технологий предшествовала большая предварительная работа. С помощью опросников и анкет был проведен социальный мониторинг для формирования и предоставления объективной информации территориальным отделам социальной защиты. На ее основе осуществляется разработка долгосрочных программ по оказанию качественной и эффективной целевой помощи отдельным гражданам и семьям, проживающим на подведомственной территории[14].

Положительным аспектом данного опыта является то, что региональное министерство обеспечило постоянное сопровождение внедрения комплекса «Эффектон Студио» компанией-разработчиком. Эта компания оказывает всестороннюю информационную и методическую поддержку пользователям, а также проводит обучение специалистов применению методик внедряемой программы.

Используемый в практике социальной работы пакет «Эффектон Студио» оптимизирует работу службы психологического сопровождения учреждений социальной защиты и реабилитационных центров, деятельность специалистов по социальной работе, психологов и социальных педагогов и обеспечивает комплексное решение реабилитационных задач в консультативной, диагностической и коррекционной работе психолога и социального педагога.


[1] Нарусова Л.Б. Введение //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. № 24 (436)

[2] Концепцияправовой информатизации России: утв. указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966.

[3].Марголина Т.И. Прикамье: организация доступа к правовой информации через сеть библиотек // Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации в России: сб. материалов. М.: Либерея, 2009. - С. 31-36.

[4] Панькина И.А. Электронное правительство в органах социальной защиты населения // Социальная работа. - 2012. - № 4. - С. 26.

[5] Панькина И.А. Электронное правительство в органах социальной защиты населения // Социальная работа. - 2012. - № 4. - С. 27.

[6] Панькина И.А. Электронное правительство в органах социальной защиты населения // Социальная работа. - 2012. - № 4. - С. 27.

[7] Бондаренко А.Л. Современные информационные технологии в сфере социальной защиты Томской области // Социальная работа. - 2012. - № 4. - С. 30-31.

[8] Иванова В.А. Электронные услуги в сфере социальной защиты населения // Социальная работа. - 2012. - № 6. - С. 8-9.

[9] Мамедова А.Р. Информационные ресурсы Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан // Социальная работа. - 2014. - № 2. - С. 44-45.

[10] Гембаренко В.И. Социальные регистры в системе социальной защиты населения // Социальная работа. - 2012. - № 3. - С. 21.

[11] Гембаренко В.И. Социальные регистры в системе социальной защиты населения // Социальная работа. - 2012. - № 3. - С. 21.

[12] Уварова И.А. Инновационный подход к социальному обслуживанию // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 7.

[13] Филиппова Н.В. Инновационные направления развития системы социальной защиты Ленинградской области // Социальная работа. - 2012. - № 2. - С. 4-5.

[14] Информационные технологии компании «Эффектон» делают социальную работу современнее // Социальная работа. - 2012. - № 1. - С.15.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по теме 1.7: «Меры процессуального принуждения»

Модуль 1: Общая часть

Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)

Автор: А.А. Подопригора,

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент.

Ростов-на-Дону


СЛАЙД 1. Титульный
Тема 1.7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: