Введение. Длительное время у предпринимателей развивался вкус к ценовой конкуренции и, соответствующие этому цели

Длительное время у предпринимателей развивался вкус к ценовой конкуренции и, соответствующие этому цели, и поведение на рынке. Отсюда борьба за дешевые и обильные ресурсы, монополизация, концентрация производства (эффект масштаба). Было установлено, что в основе своей ценовая конкуренция порочна. Австрийский экономист Й. Шумпетер выступил поборником новых предпринимательских идеалов – монополия за счет технического прогресса (новый товар → качественный и дешевый товар), соответствующих интересам общества. На смену монополиям старого типа пришли монополисты новых технологий, предлагающих потребителям совершенно новые товары и услуги, либо стандартные, но с использованием новых технологий. Произошел разворот бизнеса (расходование прибыли) в сторону развития научной организации труда на основе инновационно-инвестиционной политики совершенствования организации и управления производством.

Новейшая политика в XXI веке Президента РФ В.В. Путина и Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева построена на трех «И»: первое «И» основывается на информации (в основном, получаемой студентами в вузах при изучении соответствующих дисциплин) → переходящей в знания; второе «И» информация – знания → переходящие в инновации; третье «И» – инновации → переходящие в инвестиции. На этом принципе был принят Указ Президента РФ о создании инновационного центра «Сколково», который позволит продвинуть Российскую науку в области создания инновационно-инвестиционной политики совершенствования организации и управления производством вперед.

В России проведено большое количество исследований и разработок, создан банк перспективных для коммерциализации результатов, но их авторы только в исключительных случаях могут стать квалифицированными менеджерами своего бизнеса. Нереализованные запасы передовых технологических разработок насчитывают сотни тысяч. Для их успешного продвижения на российские и зарубежные рынки нужны десятки тысяч специалистов-менеджеров в области реализации инновационно-инвестиционных решений совершенствования организации и управления производством на основе НОТ и НТП.

Как отмечают ведущие ученые экономисты России, в том числе В. Москвин, специализирующийся в области экономики и организации труда [78-82] традиционную для бизнеса цель – увеличение, а точнее максимизацию прибыли предприниматели, и финансисты ставят перед собой при любой величине получаемого или планируемого дохода. Реальным резервом увеличения прибыли, при достигнутом объеме производства и жесткой конкуренции в конкретном сегменте рынка является либо повышение цены за счет улучшения качества продукции, либо снижение себестоимости продукции, либо то и другое совместно. Естественно, что желательно получить снижение затрат по всем составляющим себестоимость продукции элементам. Но поскольку снижение затрат на материалы и энергию весьма ограничено, следовательно остается сокращение затрат труда, связанных с научной организацией труда в процессе производства продукции. Для этого в мировой практике существуют два пути, которые по своей сути друг друга исключают [81–82].

Первый путь – комплексное совершенствование научной организации труда (нот), включая и его оплату, учитывая социально-эко-номическое развитие предприятия. Для этого улучшают условия труда, оснащают рабочие места прогрессивными техническими средствами, совершенствуют подбор и обучение кадров, для оптимизации технологического процесса применяют элементы научного нормирования, вводят прогрессивные формы разделения и кооперации труда, внедряют тщательно разработанные должностные инструкции и внутрифирменные стандарты, регламентирующие трудовые процессы. Поскольку этот путь требует дополнительных финансовых затрат и серьезных усилий со стороны высшего руководства компании, при высокой квалификации исполнителей, следовательно, снижение себестоимости обычно наступает не сразу, причем нередко оно оказывается не абсолютным, а относительным. Это означает, что в ходе совершенствования НОТ и управления качеством удается повысить уровень качества продукции, и хотя при этом ее себестоимость и повысилась, но продукция перешла в более высокую ценовую категорию. Возможно, что удалось также увеличить объем производства. Зачастую это приводит к увеличению прибыли и рентабельности производства.

Второй путь – сокращение затрат труда означает снижение его оплаты. Он существенно проще в исполнении и не требует от менеджеров высокой квалификации в области организации труда или менеджмента качества, отчего многим предпринимателям представляется привлекательным или единственно возможным. Вступив на этот путь, менеджеры и финансисты стремятся заменить квалифицированный труд более дешевым (низкоквалифицированным), но возникает проблема – более дешевый труд в условиях рынка труда всегда менее качественный. Об этой проблеме не знает лишь тот, кто не хочет ее знать.

В современной России, как и в стране, из которой она появилась, доминирует так называемый репрессивный менеджмент. Менеджерам, следующим по второму пути необходим прирост собственных доходов, который они получают сегодня, а нерешенные проблемы с недостаточно высокой организацией труда они оставляют на будущее владельцам компании.

Возникает вопрос: уйдем ли мы в России от репрессивного менеджмента, и займет ли у нас достойное место гуманизация труда? Рассмотрим следующую цепочку вполне логичных утверждений. Хотим лучше жить → надо лучше работать, хотим лучше работать → надо создать для этого соответствующие условия. Хотим создать такие условия → надо научиться тому, что и как нужно создавать. Хотим этому научиться → нужно иметь желание учиться. Если эта цепочка верна, то для того чтобы лучше жить, нам в России сегодня, возможно, как раз желания как следует учиться и не хватает больше всего? Имеется в виду не стремление к получению различных дипломов, которое есть, а искреннее стремление узнать и понять: как, зачем и почему нам надо лучше работать и гуманизировать труд нации и что для этого нужно сделать. Причем под желанием учиться следует понимать не только стремление молодежи к образованию, но также и стремление властной элиты к созданию в стране условий для действительно качественного образования. Ни для кого не секрет, что образование нации – это один из важнейших базовых факторов ее конкурентоспособности.

Весьма вероятно, что ближе к середине XXI века экономического развития добьются компании, не опирающиеся на конкурентные преимущества низкого порядка, а создавшие и развившие собственные конкурентные преимущества высокого порядка, основанные на нот, которая к тому времени пополнится новым адекватным времени содержанием. Альтернативы ей в будущем все равно нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: