Предприятие в рыночном механизме

Рынокэто саморегулируемая, основанная на экономически свободной деятельности система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, при которой обеспечивается необходимый спрос на товар.

В самой общей трактовке рынок есть сфера обращения товаров, их купли-продажи, совокупность форм и видов экономической деятельности, сводящих вместе производителей, поставщиков, продавцов товаров (носителей предложения), с одной стороны, и потребителей покупателей (носителей спроса), с другой стороны. Иногда под словом «рынок» понимают экономику рыночного типа в целом, однако это чрезмерно расширительное толкование рынка. Апологеты разных направлений рыночной экономики полагают, что сфера обращения товаров оказывает определяющее влияние на воспроизводство в целом. Их противники, в своем неприятии обмена посредством купли-продажи дошли до абсурдного вывода, согласно которому экономика вообще способна обойтись без рыночного обмена, денег, цен, заменив рынок одним лишь административным распределением произведенного продукта между потребителями по принципу «каждому по труду» или даже «каждому по потребностям». Любые практические попытки лишить «товарности», вывести из сфер товарно-денежных отношений рабочую силу, средства производства, природные ресурсы не принесли никакого успеха советской экономике, не сделали её экономически и социально эффективной, поэтому зона действия свободного рынка оставалась крайне ограниченной, подавленной плановым распределением [10, 18, 20, 26–37].

Хотя главенствующим в рыночной экономике является наличие всеобъемлющего товарного рынка и рыночного механизма ценообразования, ей свойственны и другие важные признаки, отличающую экономику рыночного типа от централизованной государственной,планово-распределительной экономики. Естественно, что прямые распределительные отношения в рыночной экономике имеют относительно узкий круг действия и ограничены, в основном, распределением государственного бюджета по направлениям его использования и налоговой политикой. В остальном движение товаров подчинено законам свободного рынка, который определяющим образом влияет на их производство. Товаропроизводители могут обладать рыночной свободой только в условиях частной или смешанной государственно-частной собственности на средства производства, поэтому переход крыночной экономике требует отказа от концентрации государственной собственности, господствовавшей в советской экономике. В рыночной экономике максимально ограничивается государственное вмешательство в экономику, для которого существуют лишь узкие зоны государственного регулирования.

При наличии целого ряда признаков, отличающих экономику рыночного типа от централизованной экономики, главное различие состоит все-таки в том, что в рыночной экономике на первый план выходят товарообменные, товароденежные отношения, а в централизованной экономике – товарораспределительные, воздействующие не только на распределение доходов, но и на производство товаров. В рыночной экономике на центральные вопросы «что», «как», «для кого» производить отвечает рынок, а в централизованной экономике – планирующий и распределяющий центр. Но надо иметь в виду, что нет и не может быть чисто «рыночной» и чисто «плановой» экономики. Любая экономика является смешанной в том смысле, что содержит и свободно рыночные ицентрализованно управляемые элементы. Всё дело в том, какие из них преобладают, довлеют и определяют лицоэкономики в целом.

К основным технико-экономическим условиям оптимального функционирования рыночного механизма относятся:

– наличие товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества;

– оценка потребностей в денежных, материальных и трудовых ресурсах, используемых в процессе производства товаров и оказания услуг;

– экономически эффективное использование орудий и предметов труда, рабочей силы для производства материальных благ;

– управление процессом реализации товаров и услуг;

– повышение конкурентоспособности продукции и спроса на нее путем внедрения научно-технических достижений.

Одним из аргументов против рыночной экономики является то, что предприятия-монополисты стремятся к уничтожению конкуренции, чтобы укрепить свои экономические позиции и увеличить доход. Слияние предприятий, экономические сговоры крупных промышленников и торговцев способствуют ослаблению конкуренции и саморегулирующего свойства рынка.

Другой аргумент – сокращение числа относительно мелких товаропроизводителей, укрупнение производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, что позволяет резко сократить текущие издержки производства, установить более доступные цены для потребителей и тем самым устранить значительную часть конкурентов.

Многообразие рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, т. е. вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рынков. Вся совокупность функций рынка может быть сгруппирована по видам деятельности его участников, направленной на удовлетворение соответствующих потребностей, от духовных до производственных, т.е. рынок вообще может быть представлен следующими типами.

Производственный рынок – составная часть рынка, удовлетворяющего потребности отраслей материального производства в средствах производства и личные потребности членов общества. В свою очередь, производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок рабочей силы – составная часть рынка, на котором осуществляется купля-продажа на договорных условиях между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом (наемным работником).

Существуют также такие формы современного рынка, как финансовый рынок, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок посреднических операций, рынок интеллектуальной продукции и т. п.

По территориальному признаку рынок может быть внутренним (местным, национальным) и внешним (международным, мировым).

Сегментация рынка – это разделение рынка на сегменты по определенным признакам. Например, по категории покупателей, виду товара и т. п. Сегмент рынка – часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами.

Процедура сегментации – это определение широких групп покупателей, объединенных общностью требований или интересов к определенному товару. Сегментация рынка – очень сложная и важная функция маркетинговой службы, которая занимается поиском сегментов рынка, конкурентоспособность которых может оцениваться с позиции соперничества для дальнейшего вытеснения ее с рынка. Единых методических рекомендаций по сегментации рынка нет, да и вряд ли в этом есть большая необходимость. Каждая организация, исходя из целей и задач, номенклатуры выпускаемой продукции и выполняемых услуг, должна вырабатывать индивидуальную стратегию развития организации при четкой отработке и увязке интересов товаропроизводителей и потребителей. Поэтому товаропроизводитель из большого множества способов выбирает такие, которые обеспечат производство наиболее выгодной продукции при достаточно высокой вероятности ее реализации по заданной цене и в установленных объемах. Правильная оценка рыночного сегмента – основа коммерческого успеха.

Емкость рынкаэто предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) на конкретном рынке товаров при заданных уровне цен и объеме реализации за определенный промежуток времени – это произведение цены товара на объем его реализации.

Спрос – это экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей. В принципе, спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары в определённом количес­тве и, о другой стороны, – возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «допустимого» диапазона. Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых выделим, прежде всего, объём или величину опроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период времени по определённым ценам. Проще говоря, спрос как объёмный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели будут способны приобрести по различным возможным ценам.

Как ясно из приведенных определений и как следует из здравого смысла, объём спроса зависит, прежде всего, от цен на продаваемый товар. Но кроме этого на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называются неценовыми. Это, прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие, сопряжённые товары, возможность замещения данного товара другим. Сконцентрируем пока свое внимание на однофакторной зависимости объёма спроса от цены товара, полагая, что другие факторы остаются неизменными. Иначе говоря, выясним, каким образом величина опроса на товар зависит от цены товара при прочих равных условиях. Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость, однако, не обязательно в виде гиперболической. Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определённая сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, т.к. покупатель может привлечь дополнительные средства, пробрести взамен данного товара иной, замещающий его, но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свёртывания объёма покупок с ростом цен на товар. Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной (объёмом) спроса и ценой, т. е. шкалу спроса. Для построения графика цену будем рассматривать в качестве аргумента (х) и откладывать по оси абсцисс, а величину спроса – в качестве функции (у) и откладывать по оси ординат в виде функции у = f (х). Этого правила будем придерживаться здесь и в дальнейшем, рассматривая зависимость от цены как спроса, так и предложения. Типичные кривые спроса представлены в виде графиков на рисунке 1.2.

Подчеркнем еще раз, что кривая спроса характеризует зависимость объёма, величины спроса только от цены при прочих равных условиях. Если эти условия меняются, то происходит смещение, сдвиг всей кривой спроса, т.е. изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от других, неценовых факторов. Так, рост цен в связи со всплеском моды или увеличения дефицитности товара приводит к смещению кривой вправо-вверх, при тех же ценах спрос становится больше, а при падении моды спрос падает, кривая смещается влево-вниз и тем же ценам соответствует более низкий спрос [26–31, 33–42].

Рисунок 1.2 – Зависимость спроса от цены

Кривые спроса позволяют выявить не только объём спроса, соответствующий данной цене на товар, но и выявить чувствительность величины спроса к изменению величины назначенной цены на товар. Степень зависимости величины спроса от цены товара именуют эластичностью спроса. Если величина спроса сильно реагирует на изменение цены, то говорят о высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при изменении цены, то говорят о низкой эластичности.

Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной или договорной цене – это стоимостная оценка спроса, или спрос, умноженный на цену. Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке. Этот закон основывается на следующих положениях:

– удовлетворение спроса ограничено ценой. При высокой цене снижается уровень удовлетворения потребностей покупателя (спрос), что способствует возникновению излишка товаров на рынке и ведет к потерям в сфере производства;

– согласно принципу убывающей потребности товары, на которые спрос повышен, могут быть приобретены по высокой цене, но в ограниченном количестве. Затем спрос на эти товары со стороны покупателя падает, и они могут быть приобретены только по сниженным ценам;

– эффект дохода заключается в том, что при снижении цен на конкретную продукцию появляется возможность приобрести этой продукции больше или расширить ассортимент и купить дополнительно другой товар.

Закон спроса не учитывает факторы, не связанные с изменением цен (появление новых и модных товаров, демографическая ситуация рост денежных доходов населения). На снижение спроса влияет появление товаров заменителей. Сопутствующая продукция, которая непосредственно связана с потреблением основной продукции, также оказывает влияние на спрос.

Предложение – это номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом (производителем или его представителем) для реализации по установленной или договорной цене. Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определён­ным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объёмом. Объём предложения – это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) может и способен в соответствии с наличием товара или производственными возможностями по их производству предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определённые ценам. Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, нои от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологий и техники, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционныеожидания. Рассмотрим, каким образом величина предложения зависит от величины установленной цены на товар, считая остальные факторы неизменными.

Закон предложения заключается в том, что при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения ценытовара. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, чтопри неизменных издержках производства единицы товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу становится выгодным продать побольше товара) [26–43].

Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция обычно имеет место. Графически закон предложения может быть отображен кривыми предложения, характеризующими вформе графиков связь, функциональную зависимость между величиной (объёмом) предложения и ценой, т. е. шкалу предложения. Типичные кривые предложения показаны на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Зависимость предложения от цены

Начальной точке кривой предложения 1 соответствует цена Ц0, ниже которой продавец не станет продавать товары, прежде всего по той причине, что не получит минимально необходимой прибыли. По мере того, как цена превышает Ц0 величина предложения возрастает при увеличении цены товара. В то же время верхнее значение величины предложения обычно бывает ограниченным некоторым пределом, обусловленным предельным исполнением (использованием) одного или нескольких ресурсов, необходимых для производства данного товара. По аналогии с спросом следует различать величину предложения, характеризующую изменение объёма предложения в зависимости от цена при перемещении по кривой предложения, и предложение в целом, характеризуемое формой и положением всей кривой предложения. Смещение всей кривой предложения обусловлено действием неценовых факторов. К примеру, удорожание ресурсов, используемых в производстве товара, приводит к росту цены на товар, и кривая предложения смещается вправо, т.е. по старым ценам предлагается все меньше товаре. Если же, скажем, новые технологии позволили увеличить производство и снизить затраты, то естественно ожидать снижения цен и перемещения кривой влево, т.к. по тем же ценам будет предлагаться больше товара. В том и другом случае изменяется не величина предложения на заданной кривой в зависимости от движения цены, а изменяется положение самой кривой предложения.

Предложение, как и спрос, может быть низкоэластичным либо высокоэластичным в зависимости от крутизны кривой предложения, т.е. от того, насколько реагирует величина предложения на изменение цены. Заметим, что эластичность предложения (и спроса) может быть разной на разных участках кривой. Предложение, как и спрос, может быть индивидуальным (один продавец), рыночным (один рынок) и совокупным (множество товаров и рынков). Закон предложения нельзя признать универсальным не только потому, что он характеризует зависимость предложения только от цены при прочих неизменных факторах, а ещё и в связи с тем, что он действует в полную силу лишь в условиях высококонкурентной экономики. При ярко выраженных признаках монополизма, отсутствии конкурентной среды, что характерно для экономики России периода перехода к рынку, действие закона предложения искажается. В условиях повышения цен, обусловленного инфляцией, у производителя и продавца может возникать соблазн не только не увеличивать предложение, а даже снижать его. Ведьинфляционный рост цены способен перекрыть потери дохода продавца, обусловленные уменьшением объёма продаж, в результате чего прибыль растёт даже при снижающемся объёме производства иреализации.

Существует несколько видов предложения: предложение инициативное, т.е. предложение о товаре, сделанное по инициативе продавца; предложение действующее, т. е. предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально: заключена сделка между продавцом и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объеме, по договорной цене, в оговоренный срок поставки (данная сделка предусматривает двустороннюю неустойку); предложение свободное, т. е. без обязательств (эта форма используется в основном для выяснения спроса). Согласно закону предложения по мере роста предложения повышается цена. С позиции потребителя этот закон выступает как сдерживающий фактор. К факторам, влияющим на изменение величины предложения, относятся:

а) стоимость ресурсов. Каждый элемент материальных и трудовых ресурсов зависит от роста цен и его удельного расхода на единицу продукции, трудоемкости изготовления и часовой ставки;

б) внедрение современных технологических процессов;

в) налоговая политика, направленная на изменение ставки налога;

г) повышение качественной продукции у конкурентов;

д) рост количества продавцов.

Для взаимной заинтересованности покупателя и продавца устанавливаются равновесные цены, которые на графике кривых спроса и предложения находятся в точке пересечения этих кривых. При повышении цены за пределами равновесной цены возникает избыток, который увеличивается по мере роста цен. Для устранения избытка производитель снижает цену. Товарная политика, способствующая росту числа покупателей, называется рыночным приспособлением.

Эластичность спроса – это такое соотношение цены и объема реализации, при котором потери, возникающие в результате снижения цены или объема реализации, возмещаются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации (или роста цен). Спрос неэластичен, если потери превышают величину дополнительной выручки. При единичной эластичности потери равны дополнительной выручке. Таким образом, эластичность спроса на товары и услуги характеризуется условием, при котором темпы роста количества покупаемых товаров или услуг (спрос) опережают темпы снижения цены. Эластичность отсутствует, если темпы роста цен опережают темпы роста объема реализации.

Вычисление эластичности спроса необходимо для прогнозирования действий предпринимателей на реакцию потребителя в результате изменения свойств товара и конъюнктуры рынка. Вначале определяется формула средней точки для эластичности спроса по цене, как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены [27–30, 33–36]:

Э С.Ц = , (1.1)

где Р1 и Р2 – цена до и после изменения ситуации, соответственно;

Q1 и Q2 – спрос до и после изменения ситуации, соответственно.

Основные факторы эластичности спроса:

Товары-субституты – взаимозаменяемые товары (растительное и сливочное масло).

Товары-компоненты – взаимодополняемые товары (бензин – моторное масло, новые квартиры – мебель и бытовая техника и т.п.).

Эластичность спроса по доходу для нормальных товаров при повышении дохода вызывает повышение спроса, иногда некоторая группа покупателей переходит на потребление более качественного, а следовательно – дорогого товара, таким образом спрос на товары низшего качества падает:

Э С.Д = , (1.2)

где V1 и V2 – доход до и после изменения ситуации, соответственно.

Перекрестная эластичность спроса для товаров- субститутов и товаров-комплементов определяется при изменении цены на другие товары:

Э П.С.Ц = , (1.3)

где Р′1,2 – изменение цены другого товара.

Эластичность предложения по цене определяется как отношение процентного изменения величины предложения к процентному изменению цены. Эластичность спроса показывает, какой дополнительный процент прироста спроса приходится на 1 % изменения цены:

Э С.Ц = , (1.4)

где S1 и S2 – предложение до и после изменения ситуации, соответственно;

Для нормального товара при повышении цены, спрос падает, следовательно, эластичность отрицательная.

Эластичность и структура налогообложения, например, введение государством дополнительного увеличения акцизов на нефть приводит к повышению цены на бензин, и как следствие, увеличение цен практически на все продукты.

Налоговое бремя будет распределяться по следующей схеме (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 – Эластичность и структура налогообложения.

Избыточное налоговое бремя – часть экономического бремени налога, которая принимает форму излишка потребителя и производителя, утрачиваемого из-за того, что налог сокращает равновесное количество спроса и предложения товаров и услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: