Принципы управления производством

Принцип – это основное правило, требование, идея управления, их основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. Такие принципы японских фирм, как:

«Не забывай выгоду ради долга, но, получая выгоду, помни о долге»,

«Наилучшее качество на службу обществу»,

«Прежде чем делать вещи, Мацусима делает кадры»,

«Своим трудом улучшаем нашу жизнь и создаем лучшее общество», – привлекают покупателей и партнеров.

На основе выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формируется его политика. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов, которые на основе единства принципов их подготовки группируются в связанный между собой реальный механизм управления экономикой. Достигается долговременная слитность конкретных методов и форм управления.

Хозяйственный механизм управления не может быть разрознен­ным набором методик и распоряжений и находиться в отрыве от реальных задач производства, которые, в свою очередь, определяются не только государственным законодательством, но и объективными законами производства, включая закон соответствия уровня развития интеллектуального и производственного потенциала общества и характера общественно-производственных и политических отношений.

Отцом научной школы управления производством считается американский ученый-инженер Ф. Тейлор. Совместно с Ф. Гилберт 1885-1920 гг. разработал научное управление на основе анализа управленческого труда.

А. Файоль в 1920-е г. сформулировал концепцию административного управления на основе предвидения, планирования, организации, координации, контроля, которая нашла широкое применение вплоть до наших дней.

В 20-е годы ХХ века русский ученый А.К. Гастев выдвинул концепцию «узкой базы» и «узкого места», с расшивки которых нужно начинать совершенствование управления.

Немецкий социолог И. Вебер в 1930-е гг. разработал идеальную бюрократическую организацию управления:

1) расчленение процессов управления на операции;

2) выработку нормалей и стандартов управления;

3) ликвидацию субъективизма, формализма и семейственности;

4) соответствие должности и квалификации работников управления.

Э. Мэйо и М. Фоллет в 1950-е гг. сформулировали теорию человеческих отношений, в которой показали, что четко разработанные рабочая операция и высокая заработная плата не всегда приводили к поставленной управленческой цели. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между членами коллектива, превосходили усилия руководителя. По этому поводу Маслоу предположил, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности и внутренний психологический комфорт [40–42].

В теории человеческих отношений исследовалось влияние социально-психологических взаимоотношений на рост производительности труда посредством улучшения комфортности, рациональной организации рабочих мест, благоприятного психологического климата, активации социальной мотивации труда.

Таким образом, развивая классическую школу Тейлора – Файоля – Вебера, и используя теорию человеческих отношений, в дальнейшем были предложены новые научные направления управления производством.

В 70-е годы ХХ века переломной для всей управленческой мысли явилась идея, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к многообразной внешней и внутренней среде и главные причины того, что происходит внутри организации, надо искать вне её («ситуационный подход»).

В 80-е годы – открытие «организационной культуры», как мощного инструмента управления. Культура управления по силе воздействия на людей вровень с организацией, как инструмент управления.

В 90-е годы просматриваются три наиболее интересные тенденции [8, 17, 19, 30, 36, 57, 106]:

– осознание значения материальной, технологической базы современного производства и оказание услуг. Это вызвано не только применением компьютеров, но и усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышение роли производительности и качества для победы в конкуренции;

– усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации в управлении, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности предприятия;

– усиление международного характера управления.

Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к рыночной экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием транснациональных корпораций – интернационализация управления ставит много вопросов перед управленческой наукой и практикой: что есть общее и особенное в управлении; какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран; как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности; в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов; как иностранцам быстрее приспосабливаться к национальной местной среде.

Общественно-производственные отношения определяют роль и место каждого работника в процессе производства, обмена, распределения и потребления. В едином производственном процессе взаимодействуют десятки тысяч людей, и от качества и оперативности работы каждого из них зависит конечный результат – итог деятельности огромного коллектива. Вот почему необходимо наличие научно обоснованных принципов организации управления производством на предприятиях, из которых, в конечном счете, состоит потенциал экономики страны в целом.

Принципиальные положения современного управления строятся на постепенном отказе от управленческого рационализма классических школ менеджмента, когда успех достигается только за счет:

– рациональной организации производства;

– снижения издержек производства и развития специализации;

– воздействием управления преимущественно на внутренние факторы.

На основе классических принципов [8–10, 17–19, 30, 34, 40–42] выдвигаются новые положения, включающие:

1. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, в связи с изменением и усложнением всей системы общественных отношений.

2. Рассмотрение предприятия как целостной системы, рассматривающей организацию в единстве и взаимосвязанности её составных частей, неразрывно связанных с внешней, особенно международной средой.

3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть реакция на различные воздействия извне. Главное – выявление и учет ситуаций, оказывающих существенное влияние на работу предприятия в данный момент.

4. Реализация систем стратегического управления предприятием:

– разработка и организация стратегического управления (единой системы);

– выработка и гибкая реализация долгосрочной стратегии подразделений, т.е. разработать управляющий инструментарий для превращения стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы.

5. Поворот бизнеса к управлению организационной культурой как системой ценностей, разделяемых (принимаемых) персоналом фирмы, связанных с конечными целями организации. Обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы. Создание комфортного, благожелательного, корпоративного духа в коллективе, обеспечивающих продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных.

6. Формирование и функционирование инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость предприятия ко всему новому, к достижениям НТП. Создание на предприятии соответствующего климата: стимулирование и мотивация инициативы сотрудников.

7. Осознание ведущей роли лидера в организации – как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников на рационально оправданный риск.

8. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками предприятия, поскольку предприятие – это, прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от главного ресурса – человека.

Различают следующие принципы организации управления производством: функциональный (профессионально направленный), количественный, пространственный и временной. На их основе строятся какобщие, так и частные (характерные для отдельных предприятий, сфер деятельности) конкретные принципы управления: целевая совместимость и сосредоточение; непрерывность и надежность функционирования системы; планомерность, пропорциональность и динамизм управления; демократизм в распределении прав, обязанностей и ответственности; научность и обоснованность принимаемых решений; эффективность управления; совместимость личных, коллективных и государственных интересов в управлении.

Принцип целевой совместимости и сосредоточения в управлении заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи. Работа отдельных цехов, производственных участков, лабораторий, отделов строится таким образом, чтобы в конечном итоге в заданное время появилась именно та продукция, в которой в данное время нуждается потребитель.

Принцип непрерывности и надежности в управлении означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигается устойчивость и непрерывность заданного режима производственного процесса. Решение этой задачи определяется:

– надежностью и слаженностью функционирования как самой управляющей системы и ее органов, так и управляемого объекта;

– наличием обратной связи между всеми компонентами управляющих органов и управляемыми объектами;

– заранее предусмотренными процедурами и конкретными мерами устранения возникающих помех.

Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма в управлении выражается в том, что система управления должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия. Система хозяйственного управления связывает во времени действия людей, количество, ассортимент и качество расходуемых ресурсов. Для этого работа и функции кооперирующихся звеньев и каждого работника строго разграничиваются, а после этого поэтапно увязываются в единую синхронно действующую систему. Завершение одного этапа работ, например, производства заготовок, является началом следующего этапа – обработки заготовок.

Связать все последовательные этапы производственного процесса, будущую деятельность предприятия с его конкретной работой в данный период можно только с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования, которое, по мнению американских специалистов, должно быть «направлено не на контроль текущей, а на проектирование будущей деятельности фирмы».

Продолжительный процесс от принятого решения освоить изготовление нового изделия до выхода с ним на рынок поэтапно должен быть увязан с конкретными исполнителями, а также с объемами ре­сурсов и источниками финансирования. Принимая во внимание, что большинство предприятий специализируется на выпуске не одного, а десятков изделий, каждое из которых необходимо систематически обновлять и совершенствовать, не выходя, однако, за рамки имеющихся финансовых и материальных ресурсов и обеспечивая при этом стабильный ритм текущего производства, становится очевидным, что только жесткая система связанных долгосрочных и текущих планов и балансов позволяет предприятию стабильно работать и развивать производство.

Если принимается решение освоить новую модель автомобиля и выйти с ней на рынок в 2015 г., то уже в 2010–2011 гг. надо присту­пать к разработке проекта такой машины, изготовить опытные об­разцы, провести их испытание. В 2011–2012 гг. следует разработать технологию изготовления автомобиля, спроектировать необходимую инструментальную оснастку и оборудование. После этого в течение 1÷2 лет осуществляется работа по заказам и монтажу оборудования, определяются поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, проводятся маркетинговые исследования, определяются каналы сбыта продукции, готовятся кадры для работы на новом обору­довании.

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. Согласно этим правилам за каждым органом хозяйственного руководства, начиная, допустим, с директора завода и заканчивая производственной бригадой, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция).

Подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию на практике должны возлагаться на тот орган, который:

– лучше всего осведомлен о состоянии дел на соответствующем объекте;

– больше всего заинтересован в реализации и высокой эффективности принятого решения;

– может нести материальную, юридическую и административную ответственность за качество принятого решения и полноту его реализации.

Принцип научности и обоснованности методов управления исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Производство это та среда, где на основе законов природы и законов общественного развития синтезируются законы самого производства. Последние действуют так же неотвратимо, как и законы самой природы. Поэтому знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо, как, скажем, знание законов физики, биологии. Работать на производстве и не знать его законов – означает работать вслепую. Например, если нарушается закон пропорциональности развития производства, то одних изделий изготовляется чрезмерно много, а других мало, т. е. нарушается баланс, происходит затоваривание одними видами продуктов и возникает дефицит других товаров. Происходит массовое обесценение труда. Не удовлетворяются потребности предприятий и населения. Выравнивание баланса достигается за счет невосполнимых потерь, гибели неукомплектованных изделий, бесцельно затраченного труда.

Если нарушается другой закон производства – оплата труда в соответствии с его качеством и количеством, – то резко снижаются производительность и качество труда. Своеобразным лидером коллектива становится отсталый работник с самыми низкими показателями производительности, качества и дисциплины труда. Таким образом, в результате выравнивания оплаты происходит выравнивание затрат труда на самом нижнем и непроизводительном уровне. Исчезают стимулы к проявлению инициативы, т. е. наносится невосполнимый экономический и моральный урон обществу. Нарушения связи между мерой труда и мерой потребления не только деформируют отношение к труду, сдерживают рост его производительности, но и приводят к искажению принципа социальной справедливости. Следовательно, законы развития экономики нельзя нарушать – их надо знать и использовать применительно к конкретным условиям производства.

Принцип научности в управлении, разумеется, не может быть реализован лишь на основе знаний законов производства – его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. Для этого требуется использование новейшей компьютерной техники и математических методов, что является важнейшим условием нормального функционирования механизма управления экономикой на всех уровнях, и разумеется, прежде всего, на предприятиях.

Принцип эффективности управления вызван наличием многовариантных путей достижения одной и той же цели. Предприятие постоянно находится в поиске эффективных решений относительно организации производства и выпуска конкурентоспособной продукции.

В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно ри­сковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. «Мы рискуем каж­дый день, – говорит вице-президент крупнейшей компании США American Tool, – в свободной экономике нет спокойных, безопасных дней. Каждый день мы принимаем серьезнейшие решения, от кото­рых зависит преуспевание или крах всех руководителей, специалис­тов, рабочих».

Порою лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное, которое не приближает, а отдаляет от желаемой цели. Чем масштабнее принимаемые решения, тем более тщательно они должны быть обоснованы. После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом исполнения – в противном случае теряется время и обесцениваются ресурсы.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов в управлении определяется общественным характером производства. Предприятия размещаются в населенных пунктах и используют не принадлежащие им ресурсы: воздух, воду, подготовленных в общеобразовательной системе специалистов, медицинское обслуживание. За эксплуатацию указанных ресурсов предприятие обязано вносить соответствующую плату и поддерживать учреждения, предоставляющие эти ресурсы. Кроме того, предприятия не могут решить некоторые проблемы без помощи государственной и местной властей: формирование кадров, обеспечение водо- и теплоснабжением, канализацией, энергопитанием, транспортным обслуживанием и др. Местные органы обязаны проявлять больше интереса и заботы о развитии каждого предприятия, размещенного на подведомственной территории. Такое содружество и взаимный контроль в настоящее время становятся практической необходимостью.

Предприятия не должны допускать загрязнения водного и воздушного бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов. По оценкам японских специалистов, только благодаря протекционистской правительственной политике и выделению дотации поддерживается относительная рентабельность японского аг­рарного сектора, металлургии, текстильной промышленности, судо­строения, транспорта. При внешне кажущемся научно-техническом буме в Японии лишь 20 % корпораций и фирм устойчиво конкурен­тоспособны на мировых рынках. Но в комплексе японская экономика благодаря помощи со стороны государства функционирует устойчиво.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: