Показатели качества продукции

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

ЗЕРНИЙ Ю.В.

ОСНОВЫ ТОЧНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ В ПРИБОРОСТРОЕНИИ

Учебное пособие

МОСКВА 2003 г

УДК 681.2

В учебном пособии рассматриваются вопросы нормирования и оценки показателей качества выпускаемой продукции в приборостроении, формирования точности изделий и технологических процессов, анализа причин возникновения погрешностей, способы управления точностью с использованием современных методов и средств. В частности, на примерах показано применение для указанных целей пакетов программ “Statistica”, “Statgraf”, “SPSS”, “Stadia”.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 1910 и 1901 при изучении дисциплин «Основы точности и качества», «Основы управления качеством продукции», «Технология приборостроения» и «Технология производства РЭС», а также для использования при выполнении дипломных проектов, в особенности для дипломных работ с исследовательским разделом.

Рецензент: профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Мысловский Э.В.

ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И ТЕОРИЯ ТОЧНОСТИ.

Показатели качества продукции

Качество продукции является важнейшим показателем, определяющим ее конкурентоспособность, экономические показатели предприятий приборостроения. Изучение методов обеспечения, оценки и управления качеством – составляет одну из центральных задач инженерного образования.

Исследованием проблем качества занимается квалиметрия – учение об измерении и количественной оценке качества объектов и процессов деятельности людей. В сферу деятельности квалиметрии входят вопросы экономического, организационного и технического характера, что вызывает необходимость в системном исследовании вопросов качества, анализу взаимосвязей с многообразными проблемами современного производства.

Проблема оценки и измерения уровня качества продукции существовала и совершенствовалась параллельно с развитием производства.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные показатели свойств продукции, но количественно оценивать ее качество по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце XIX—начале XX вв. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

Впервые в России обосновал и применил аналитически метод оценки качества продукции известный кораблестроитель академик А.М.Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства военных кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количес­твенно оценить качество рассматриваемых проектов.

В 20—30-х годах нашего столетия в СССР и в других страна методы количественной оценки качества товаров успешно разви­вались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, ха­рактеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П.Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Управление качеством, базирующееся на статистических мето­дах контроля, зародилось в 30-е годы в связи с началом промыш­ленного применения в США контрольных карт, изобретенных У. А. Шухартом, сотрудником фирмы «БЕЛЛ». В 40-х годах во многих странах стали широко внедрять контроль качества на предприятиях. Конечно, и до этого в структуре практически каждого предприятия имелись контрольные подразделения, напри­мер отделы контроля, которые и осуществляли функцию контроля качества продукции. Однако массовое производство изменило пре­жний подход к контролю мелкосерийной продукции, требовавшей проверки каждой единицы продукции, и привело к внедрению выбо­рочного контроля с оценкой его результатов статистическими мето­дами.

Современный контроль качества широко использует статисти­ческие методы и поэтому называется статистическим контролем кaчествa [Statistical Quality Control (SQC)].

Контроль качества, базируясь на статистических методах и раз­виваясь циклически, проходит через определенные этапы (рис. 1.1). Этот цикл называется циклом Деминга.

Рис. 1.1. Цикл Деминга.

Для эффективного обеспечения контроля качества необходимо участие и сотрудничество всех без исключения работников предпри­ятия от рабочего до руководителя. Реализуемый таким образом контроль качества стал называться - всеобщим контролем качества (Total Quality Control (TQC)]. С целью обучения персонала статистическим методам контроля качества в ряде стран, в первую оче­редь в Японии, стали орга­низовывать специальные кружки качества. Для того чтобы вооружить каждого работника, независимо от уровня его образования, чет­кими и простыми в исполнении статистическими методами контроля качества, в Японии в на­чале 60-х годов из множества статистических методов были выбра­ны семь наиболее эффективных и доступных статистических методов, которые получили название «семь методов (или инструментов) конт­роля качества» и составили основу TQC. Это следующие методы: расслоение, графики (полигон, гисто­грамма, кумулятивная кривая), диаграмма Парето, причинно - следственная диаграмма, диаграмма разброса (поле корреляции), конт­рольная карта, контрольный лист.

Конечно, существуют и другие методы статистического конт­роля качества. Понятие цикла Деминга не ограничивается только контролем качества продукции, его можно распространить на все управление производством, а именно процесс управления можно рассматривать как последовательность прохождения таких важнейших этапов: план (PLAN), реализация (DO), проверка (CHECK), исправление (ACTION). Действительно, любая работа начинается с составления плана (Р) работы, после чего выполняется (D) сама работа в соот­ветствии с планом, затем проверяется (С) соответствие полученного результата запланированному и, наконец, принимаются необходи­мые меры (А) в случае отклонения результата исполнения от запла­нированного результата. Этот цикл получил название PDCA. После завершения первого цикла вновь переходят к составлению нового плана, в который вносится коррекция с учетом предыдущей ошибки (рис.1.2). Цикл повторяется до совпадения результата с планом.

Рис.1.2. Цикл PDCA.

Цикл PDCA является ос­новным методом повышения качества.

В конце 80-х годов контроль качества рас­пространился на все эта­пы деятельности пред­приятий от планирова­ния и проектирования изделия до его обслужи­вания после продажи. Контроль качества рас­пространился также на самые разные виды об­щественной деятельно­сти, такие, как медицина, образование и т. д., далеко выйдя за пределы сферы производ­ства, т. е. контроль качества стал универсальным. Поэтому всеоб­щий контроль качества (TQC), переставший отражать сущность явления, на рубеже перехода в 90-е годы было предложено заменить на термин «универсальный контроль качествам [Unrersal Quality Control (UQC)], в основе которого остались те же семь инструмен­тов качества.

Планируя развитие предприятий в будущем, экономисты придают большое значение ак­тивизации деятельности по управлению качеством, на базе сбора и обработки достоверных данных не только в производственных подразделениях предприятий, но и в подразделениях, относящихся к делопроизводству, финансовым и хозяйственным делам, в об­ласти материально - технического снабжения, управления, проектирования, разработки и освоения технологий и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: