Потребности и их классификация

Под экономическими потребностями понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (инди­вида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике по­требности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятель­ности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, нако­нец, в поведении.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, не­постоянны; их можно классифицировать по следующим при­знакам.

1. По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично);

б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, об­ществом).

Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — кол­лективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. — удовлетворяются коллективно.

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По степени удовлетворения потребностей:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.

Конечные потребности — это потребности самого челове­ка, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие ко­нечные потребности, получили название «предметы потребле­ния». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.

Промежуточные потребности опосредованно связаны: с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти по­требности считаются производственными, а блага, их удовлетво­ряющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).

4. По происхождению:

а) первичные потребности;

б) вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физио­логическими, как правило, врожденными; это жизненно необ­ходимые потребности, удовлетворение которых нужно для со­хранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологиче­ские (потребности в успехе, власти, уважении, потребности до­суга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распре­деление, обмен и потребление материальных благ и услуг.

По мнению ученых-экономистов России, экономические по­требности можно условно разделить на 3 группы:

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жи­лье, здоровье);

б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).

2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).

В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полно­стью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изме­няются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно.

В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест установил, что существует зависимость потребления продуктов пита­ния от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увели­чением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользова­ния, увеличивается.

Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов, расходуемых на продовольствие снижается, почти не меняется удель­ный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды.

С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих раз­ным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на про­дукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.

Глубокая внутренняя взаимная связь производства и по­требностей выражается в законе возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в ко­личественном соотношении, но в еще большей степе­ни меняется в качественном отношении.





Подборка статей по вашей теме: