double arrow

Д.2. Экономические потребности


и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей

Под экономическими потребностямиобычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (инди-нида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике по­требности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности.

Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятель­ности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, нако­нец, в поведении.

Человек, как правило, осознает свои потребности, понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потреб­ности наружу. Если какие-то потребности не удовлетворены, то >тот недостаток (неудовлетворенность желаний) становится по­будительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, не­постоянны; их можно классифицировать по следующим при-шакам.




1. По субъектам (носителям потребностей): п) удовлетворяемые индивидуально (лично); Г>) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, об­ществом).


Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — кол­лективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. — удовлетворяются коллективно.

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3. По степени удовлетворения потребностей:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.

Конечные потребности — это потребности самого челове­ка, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие ко­нечные потребности, получили название «предметы потребле­ния». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.

Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти по­требности считаются производственными, а блага, их удовлетво­ряющие, •— это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).

4. По происхождению:

а) первичные потребности;

б) вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физио­логическими, как правило, врожденными; это жизненно необ­ходимые потребности, удовлетворение которых нужно для со­хранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).



Вторичные потребности по своей природе психологиче­ские (потребности в успехе, власти, уважении, потребности до­суга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распре-


дг пение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Эко­номические потребности активно влияют на производство, они инмяются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

По мнению ученых-экономистов России, экономические по­требности можно условно разделить на 3 группы. I Материальные (физиологические):

й) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жи­лье, здоровье); В предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.). I Духовные, интеллектуальные (образование, искусство). 3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.). Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять i рупп (рис. 3.1).



/. Физиологические потребности, удовлетворение кото­рых необходимо для выживания, включают потребности и пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.


Рис. 3.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

2. Потребности в безопасности и защищенности включа­ют потребности в защите от физических и психологических опас­ностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что ф|пиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности — это потребности, связанные | чувством принадлежности кчему или кому-либо, привязанно­сти и поддержки.




47


4. Потребности в уважении включают в себя потребности в компетентности, признании.

5. Потребности в самовыражении — потребности в реали­зации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полно­стью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изме­няются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно.

В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест Энгель уста­новил, что существует зависимость потребления продуктов пита­ния от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увели­чением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользова­ния, увеличивается.