Трущиеся и подверженные износу части целесообразно выполнять в виде отдельных легкоснимаемых деталей. При конструировании деталей в этом случае назначают материалы со специальными свойствами, какими не обладает основной материал детали.
На рис. 8.26,а показана неправильная конструкция уплотнения с разрезными пружинными кольцами, установленными в канавках на валу и работающими наружными цилиндрическими поверхностями по корпусу.
Рис. 8.26. Сменные детали
При износе канавок и отверстий приходится выбрасывать дорогостоящие детали (вал и корпус). В правильной конструкции (рис.8.26, б) кольца смонтированы в съемной втулке и работают по гильзе из материала повышенной твердости.
При установке подшипника качения в корпусе, изготовленном из легкого сплава (рис. 8.26,в) посадочное отверстие в процессе эксплуатации быстро сминается. Прослабление отверстия при механической обработке выводит в брак корпусную деталь. В правильной конструкции (рис.8.2б,г) подшипник установлен на промежуточной втулке из твёрдого материала, что уменьшает износ посадочного отверстия и допускает исправление брака при механической обработке корпуса.
В стальной тяге (рис.8.26,д) с внутренней резьбой под ходовой винт для надёжности действия резьбовой пары целесообразно ввести бронзовую втулку (рие.8.2б,е), обладающую антифрикционными свойствами и легко сменяемую в случае износа.