Происходит нарушение равновесия. Новое равновесие устанавлива-
Ется в другой точке, например в точке Е2, которой будет соответст-
вовать новая рыночная цена Р2 (рис. 30.1). Практика знает много
случаев, когда ≪инициаторами≫ нарушения равновесия выступают и
Спрос, и предложение.
Эластичность спроса. При анализе спроса и предложения наи-
Больший интерес, как правило, представляет не их абсолютное зна-
Чение, а их изменение в ответ на изменение цены товара или како-
Го-либо другого определяющего параметра. Количественно изме-
Рить чувствительность спроса и предложения к изменению опреде-
Ляющих факторов позволяет эластичность.
Эластичность есть мера реагирования одной переменной на изменение
Другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится
одна переменная при изменении другой на 1%.
Предпринимателю действительно необходима информация о
Том, насколько изменится спрос под воздействием ряда факторов
|
|
(доходов, цен на другие товары, налогов и т.п.).
Особую важность представляет эластичность спроса по отноше-
Нию к цене, или ценовая эластичность, которая показывает, на
сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.
Раздел VI. финансовые ресурсы предприятия
Это характеризует чувствительность покупателей к изменению цен.
Влияющую на количество товаров, которые они приобретают.
Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффи-
Циента эластичности Ed по формуле
Где —объем продаж соответственно по старым и новым
Ценам.
В зависимости от значения коэффициента ценовой эластично-
сти спроса различают:
Неэластичный спрос —при
Спрос единичной эластичности —при
Эластичный спрос —при
Что дает предпринимателю знание эластичности спроса?
Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса,
Определила, что спрос на товар неэластичен можно реко-
Мендовать руководству фирмы повысить цену на этот товар, выруч-
Ка при этом будет расти. Если спрос на товар эластичен, то
Цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет
Снижаться. В данном случае целесообразнее рассмотреть предложе-
Ние о снижении цены, и выручка будет расти из-за увеличения
Спроса на товар.
Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует
Верхнюю границу цены.
Предпринимателей также интересует эластичность спроса по
Отношению не только к цене, но и к другим переменным, напри-
|
|
Мер к доходу.
Эластичность спроса может быть использована и для принятия
Решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если