Согласно декрету, земля национализировалась, т.е. оiменя лась частная собственность на землю.
Между крестьянами для пользования согласно декречу н-мин делилась по общинному принципу уравнительною землеполыо-вания — поровну. Таким образом, декрет закреплял общинные отношения в деревне — общественную собственность на землю и общинное уравнительное землепользование.
В советской литературе обычно основное внимание уделялось тому, что по декрету земли помещиков конфисковывались без выкупа. Но, если учесть, что к этому времени у помещиков осталось меньше 10% земли, очевидно, это было не главным в содержании декрета.
Декрет, согласно представлениям большевиков, не совершал еще социалистической революции в деревне, поскольку он не был направлен против сельской буржуазии — кулаков. Он был направлен против помещиков, которые традиционно считались феодалами, хотя практически давно уже вели капиталистические хозяйства. Следовательно, он был актом буржуазной революции.
Согласно большевистской программе, в социалистической революции рабочий класс в деревне действует в союзе с деревенской беднотой против деревенской буржуазии — кулаков. Но процесс разложения крестьянства на буржуазию и пролетариат в России существенно не продвинулся, поэтому основную часть крестьянства составляли не бедняки, а середняки. Если начинать борьбу бедняков против кулаков, большинство крестьян окажется между воюющими сторонами. Начинать такую борьбу было явно преждевременно и опасно. А эсеровский декрет привлекал на сторону советской власти всю деревню, все крестьянство.
Земля, согласно декрету, делилась между крестьянами по трудовой норме — по количеству работников в семье или по потребительской норме — по числу едоков в семье. Этот общинный принцип уравнительного землепользования эсеры провозглашали как социалистический. Если делить землю поровну, говорили они, то обеспечивается равенство условий труда между крестьянами, не будет деления на богатых и бедных и капиталистическая эксплуатация будет невозможна. Эсеры взяли этот принцип у народников, преемниками которых они и являлись, а народники — в сельской общине,
Следующие действия советской власти в деревне были связаны с решением продовольственного вопроса. К песне 1918 г. в городах северной полосы России разразился голод. В Петрограде давали по карточкам 50 г. хлеба в день, в Москве — 100 г. Население городов стало разбегаться по деревням. Между гем хлеба встра-