Годы жизни | Степень насыщенности значимыми событиями | |||||||||
до 5 лет | ||||||||||
6-10 | ||||||||||
11-15 | ||||||||||
16-20 | ||||||||||
21-25 | ||||||||||
26-30 | ||||||||||
31-35 | ||||||||||
36-40 | ||||||||||
41-45 | ||||||||||
46-50 | ||||||||||
51-55 | ||||||||||
56-60 | ||||||||||
61-65 |
Полученный психологический возраст человека сопоставляется с его календарным возрастом, что позволяет сделать следующие заключения:
1. Если психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов.
|
|
2. Если психологический возраст «меньше» реального, это показа тель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что вс еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек р полагает в действительности.
3. Если психологический возраст «больше» реального, можно ворить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию пла-j] нов на будущее.
Поскольку психологический возраст принципиально обратим! целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что являет-, ся предпосылкой рационального использования личностью времен! своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается многомерный подход к определению возраста?
2. Как определяется понятие «психологический возраст личности»;
3. Каковы специфические особенности психологического возраста?
Рекомендуемая литература
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев,] 1984.