Занятие 33. Ретроспективный анализ спортивной карьеры по средствам моделирования

Н. Л. Ильина

Вводные замечания. Когда речь заходит о здоровье человека, то в первую очередь приходит мысль о физическом здоровье. Обладаю­щий им человек представляется бодрым, подтянутым, с атлетическим телосложением, свободно владеющим собственным телом. В совре­менном обществе, где двигательная активность людей ограничена, воплощением физически здорового человека являются спортсмены (хотя подчас это весьма спорный аспект). Физическое самосовер­шенствование оказывается для спортсменов средством достижения высоких результатов, поэтому физическое здоровье для них — основ­ная ценность. Делая акцент на физическом развитии и совершенст­вовании, спортсмены и их тренер зачастую упускают из вида осталь­ные аспекты здоровья (интеллектуальный, личностный, социальный, творческий, духовный). Особенно на ранних этапах своей карьеры многие тренеры пытаются сами, вместо юного спортсмена, опреде­лять для него цели, искать пути их достижения, выявлять ошибки, оценивать ситуацию и самого спортсмена, организовывать систему его взаимоотношений в спорте и т. д. Это не позволяет юному атлету сформировать внутреннюю картину здоровья. Анализ спортивной карьеры по средствам моделирования может помочь ему в обрете­нии здоровья.

Моделирование — это исследование каких-либо объектов (кон­кретных или абстрактных) на моделях, т. е. условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных (подобных) исследуе­мому объекту. Модель отображает и воспроизводит в упрощенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элемен­тами исследуемого объекта, когда его непосредственное изучение за­труднено или просто недоступно. Исследуемый объект, по отношению к которому создается модель, называется оригиналом, прототипом, образцом (Кондаков Н. И., 1975).

В нашем случае прототипами выступают спортсмены, закончив­шие или продолжающие свою спортивную карьеру, а ее моделями —

условные образы или схемы, отображающие общие закономерности развития человека. Ретроспективное моделирование спортивной карьеры в данном случае не имеет сугубо научного характера, — это умозрительные модели спортивной карьеры. Именно такой подход к анализу проблемы оправдан с нескольких позиций: данное модели­рование карьеры похоже не на научное исследование, а на игру, что снимает ряд психологических барьеров и позволяет заглянуть в под­сознательный уровень.

Можно провести аналогию с древними моделями человеческой жизни — «Гора с плоской вершиной», «Времена года», «Лабиринт» и др. Описывая события своей спортивной карьеры отвлеченно, от третьего лица, или представляя ее как некое природное явление, или как сказочное действие и т. д., спортсмен может взглянуть на некоторые кризисные моменты с другой стороны, что намного об­легчает их решение. Такое повествование позволяет ослабить эмо- циональную включенность в решение проблемы, посмотреть на си-туацию более масштабно.

Кроме того, активное участие в обсуждении представленной мо-дели всеми участниками занятия помогает оценить спортивный путь с различных точек зрения, иногда неординарных и оригинальных. Участники занятия могут предложить интересные пути выхода из затруднительных ситуаций, помочь прояснить сложные карьерные моменты, скорректировать самооценку и др.

Спортивная карьера отличается рядом особенностей, и одна из них — ранняя специализация в спорте. Дети и подростки начинают активно заниматься выбранным видом, пребывая в процессе разви­тия, и в этом юном возрасте им приходится решать сложные задачи, которые иногда не под силу даже взрослым, опытным людям. Исход ситуации зависит в первую очередь от окружающих ребенка людей и его собственной жизненной и спортивной позиции. Неразрешенные противоречия на карьерном пути, неудачные выступления, конфлик­ты с тренером и т. д. могут существенно влиять на результат спор­тивной деятельности и успешность профессиональной деятельности по завершении выступлений в соревнованиях. Детское, эмоциональ­ное, часто искаженное восприятие событий, отношение к ним нередко сохраняются и в зрелом возрасте. Данный метод позволяет вскрыть проблемы спортивной карьеры, переосмыслить их и взглянуть на прошлые события с другой стороны. Кроме того, он позволяет при­дать спортивной карьере завершенность, помогает в осознании нужности, ценности и полезности осуществленной деятельности, способ­ствует прояснению слабых и сильных сторон личности.

Цель занятия. Ознакомление студентов с одним из методов анализа спортивной карьеры.

Оснащение. Для занятия необходима аудиторная доска, листы бу­маги формата А4, ручки или карандаши (можно цветные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: