О. Уайлд. Как важно быть серьезным

Леди Брэкнелл – показывает себя типичным представителем лондонского высшего общества уже в первой беседе (the first interview with) с Джеком Уортингом. Когда Джек делает предложение (о браке) Гвендолен, и молодые люди объявляют о своей помолвке, леди Брэкнелл потрясена. По её мнению, помолвка, а затем брак должны быть организованы родителями и быть сюрпризом для девушки. К тому же молодой человек должен входить в список подходящих женихов, одобренных в свете. Однако, хотя Джека и нет в списке, леди Брэкнелл соглашается навести предварительные справки о нём. Её вопросы характеризуют её как члена высшего общества. Социальное положение и богатство много значат, поэтому леди Брэкнелл спрашивает Джека, чем он занимается, каков его доход и имеет ли он городской и загородные дома. Вопрос стиля и престижа (fashion) тоже важен: леди Брэкнелл не одобряет номер дома Джека, потому что он находится на непристижной стороне улицы. Политические взгляды молодого человека должны быть консервативными. Что касается (as for) образования, взгляды леди Брэкнелл тоже очень консервативны. Образование и знания вызывают у неё воспоминания (to remind sb of sh) об эпохе просвещения (the Enlightenment) и последовавшей за ней Французской революцией, поэтому она считает образование опасным. Когда Джек говорит, что ничего не знает, она остаётся довольна ответом. Наконец, вопрос о происхождении молодого человека (о семье) является жизненно важным вопросом для представителя высшего общества. Леди Брэкнелл хочет выдать замуж свою дочь в приличную, желательно аристократическую, семью. Когда она узнает, что Джэка нашли в саквояже в камере хранения вокзала, она не дает согласия на этот брак.

В дальнейшем леди Брэкнелл проявляет другие качества, типичные для высшего общества. Она не только одержима мыслью о (to be obsessed with sth) стиле и престиже, но и о строгом соблюдении внешних приличий (to keep up appearances), что часто ведёт к лицемерию. Например она утверждает, что не одобряет брака по расчету, но её собственный брак был браком по расчету, потому что у неё не было состояния, когда она выходила замуж за лорда Брэкнелла.

Больше всего её лицемерие проявляется, когда она узнает о помолвке Алджернона и Сесили. Сначала она не одобряет эту помолвку и хочет прояснить происхождение Сесили. Однако после наведения предварительных справок она изменяет свое мнение. Три адреса и имена поверенных в делах семьи внушают ей доверие. А тот факт, что у Сесили большое состояние тут же делает её очень привлекательной девушкой с непреходящими (надежными) достоинствами. Вот почему леди Брэкнелл великодушно дает согласие на этот брак. С её точки зрения, её племянник - завидный (подходящий) жених: его аристократическое происхождение компенсирует тот факт, что у него ничего нет кроме долгов и что, хотя он сильно нуждается в деньгах, он расточителен (reckless). Она не имеет ничего против (не возражает против) его морального облика: Алджернон приехал в дом Джека без приглашения, под вымышленным именем, и обманул всех. В случае с Джеком она применяет двойные стандарты. Тот факт, что Джек был усыновлён и воспитан респектабельным джентельменом, что он обладает чувством долга и ответственности, что у него приличный доход и дома в Лондоне и за городом, не компенсируют его неизвестного (obscure) происхождения. Вот почему о браке Гвендолен и Джека не может быть и речи, пока вопрос о происхождении Джека неожиданно не проясняется.

В лице (in the person of) леди Брэкнелл О. Уальд высмеивает реакционные взгляды, лицемерие и преклонение перед модой (obsession with fashion), характерные для лондонского высшего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: