Краткое выступление учеников о картинах: В картине «Праздник на окраине» (1946 г.) радость мирного весеннего праздника и ещё не пережитая боль от войны слились в единое целое. Художник изобразил молодую весну, серенькую, небогатую. Под свежим весенним ветром оседают снежные сугробы, печально клонятся 1с оттаивающей земле ещё голые ветви деревьев. Но в медленном пробуждении природы ощущается и необычность дня. Сам праздник где-то там, на площадях и улицах города. А здесь, на безлюдной окраине - тишина. Только ветер рвёт красный флаг на потемневших старых воротах.
Пейзаж - раздумье «На родине Нестерова» (1946 г.) проникнут тонкой эмоциональностью. Настроение тихой грусти в картине - это переданное художником настроение самого пейзажа, его нежно поникших берёзок, задумчиво хмурых елей, покосившихся крошечныхизбушек, спокойной и светлой реки, уходящейв неведомую даль. Мягкая дымка смягчает очертания холмов, силуэты деревьев, блеск водной глади, придаёт глубину пространству, а всему изображению - особую проникновенность.
|
|
«На родине Нестерова», «Праздник на окраине» воспринимаются сегодня современным зрителем не только как лирические произведения, но и как произведения исторического пейзажа - настолько в них автор сумел выразить полно характер старой Уфы.
Учитель: В число основоположников искусства Башкортостана входит и Анатолий Петрович Лежнёв, живописец и педагог. «Мой взор был обращен вглубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», - говорил Лежнёв.