Учитель: А. П. Лежнёв в своей исторической работе обращается к конкретному факту – поимке Салавата Юлаева царским конным отрядом близ деревни Миндяшево Шайтан – Кудейской волости. Образ Салавата привлёк художника отчаянной храбростью и силой стремления к свободе.
- Внимательно посмотрите на эту работу и скажите, к какому образу обращается автор всвоей картине? (К образу башкирского национального героя Салавата Юлаева, сподвижника Емельяна Пугачёва в крестьянской войне 1773-1775 гг.).
- Когда и где происходит событие? (Событие происходит зимой, в Уральских горах).
- Как изображён Салават? (Невысокая фигура человека на лыжах, на фоне снега. В выражении лица и неловкой напряжённой позе героя - ощущение надвигающейся опасности).
- Как художник показал характер героя? (В поведении Салавата не видно ни отчаяния, ни безысходности. Образ Салавата наделён огромной внутренней силой, хотя трагический исход ситуации явно предрешён).
- Какую роль играет пейзаж в картине? (Прекрасно написанный пейзаж усиливает ощущение надвигающейся трагедии: поросшие лесом, заснеженные уральские горы, со всех сторон надвигающееся пасмурное, предвечернее небо, темные ели, мглистый воздух, словно насыщен морозной стужей).
- Какие краски использует художник для изображения природы? (Пейзаж написан в белых, серебристо-чёрных тонах с множеством голубых, розовых отблесков).
- Что незримо ощущается за образом одного человека с лицом, полным упрямой силы? (Незримо ощущается невозмутимая сила народа - так глубока эмоциональность, волнующая значимость изображения).
IV. Ученики прославленных мастеров.
Учитель: О творчестве Бориса Фёдоровича Домашникова можно сказать стихами народного поэта Башкортостана Мустая Карима:
«Я немало тайн природы знаю:
Как родится туча грозовая,
Как зерно, набухнув, прорастает,
Как металл к металлу прирастает.
И поэтому с природой вместе
Плачу я и вместе с ней смеюсь...»