Этапы развития рынка

Рынки в своем развитии проходят следующие этапы (рис. 1.18):

1. Вновь возникающие и формирующиеся молодые рынки, то есть рынки в стадии становления, заполняет множество новых мелких компаний и старых крупных, производящих для данного рынка слабостандартизованную продукцию и реализующих коммутантную стратегию. Спрос только формируется, и даже гиганты со своими технологиями и сбытовыми сетями преимуществ в конкуренции не имеют. На молодых рынках нет виолентов, нет патиентов. Есть коммутанты и эксплеренты. Нет еще условий для реализации силовой стратегии или стратегии дифференциации продукта. Спрос еще не дифференцирован.

2. По мере роста платежеспособного спроса (емкости) рынка и его структуризации среди фирм выделяются в силу различных обстоятельств несколько лидеров по продукту или технологиям, которые относительно быстрее других наращивают продажи и увеличивают свою долю рынка за счет преимущества первого хода, максимального использования эффекта масштаба, стандартизации продукта и снижения цен. Это “гордые львы”. Параллельно с ними растут фирмы, выбравшие как основную стратегию узкой специализации и работу на небольшой круг потребителей с особыми требованиями к качеству продукта. Из них со временем вырастают патиенты. При этом на рынке сохраняется большое количество коммутантов.

3. Рынок в стадии насыщения приобретает явно выраженные черты слабой или сильной олигополии и характеризуется присутствием “могучих слонов”, которые трансформировались из “гордых львов”, и большим количеством “хитрых лис”, поскольку спрос уже сильно дифференцирован. Виоленты на этой стадии рынка приоритетным стратегическим направлением делают создание сбытовых сетей и концентрируют инвестиционные ресурсы на маркетинге, продвижении продукта на рынок и удержании занятых сегментов. Количество коммутантов может и не сокращаться, но их доля продаж уменьшается, они занимают свои небольшие ниши и поры, где платежеспособный спрос не привлекает патиентов и куда не считают выгодным входить виоленты. На этой стадии развития рынка появляются первые эксплеренты, поскольку жесткая конкуренция требует поиска новых решений как в технологиях производства, так и в характеристиках продуктов. Количество их быстро возрастает с началом стагнации рынка.

4. Достигнув предельного насыщения, рынок начинает стагнировать. Этот процесс ускоряется фирмами, реализующими стратегию “могучих слонов”, которые по мере расширения диверсификации производства и дифференциации продукции трансформируются в “неповоротливых бегемотов”. Стагнация рынка ускоряется, усиливается дифференциация спроса, коммутанты начинают превращаться либо в слабых патиентов, то есть вынуждены специализироваться для сохранения объема продаж, либо тихо умирают или поглощаются другими фирмами. А сильные патиенты и виоленты начинают терять устойчивость на этом рынке и искать пути на новые, пытаются разрабатывать рисковые проекты или выделяют (создают) эксплерентов.

 
 


Рис. 1.18. Этапы развития рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: