Задание 1 4 страница

3 Немаловажное значение имеет и такое требование, как обладание авторитетом. Привлечение к посредничеству общественных организаций или частных лиц во многом обусловлено именно этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозиционным движением «Солидарность» в 1989 г. определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою очередь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.

Влияние посредника

на переговорный

процесс

От того, насколько посредник соответствует этим требованиям, напрямую зависят его возможности оказывать влияние на переговорный процесс, а значит, в конечном счете,— результаты его посреднической деятельности. К числу основных аспектов этого влияния относятся следующие.

1 Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведения переговоров выбирается территория посредника. Неоднократно выполняя посредническую миссию в Ближневосточном конфликте, США предоставляли свою территорию, например, в 1978 г.— для переговоров между Египтом и Израилем или в 1999 г.— для переговоров между Сирией и Израилем.

2 Посредник принимает активное участие и в определении повестки дня. Совместно с конфликтующими сторонами он формирует круг вопросов для обсуждения и порядок их рассмотрения. При этом задача посредника состоит в том, чтобы убедить оппонентов начать переговоры с более простых вопросов, а к рассмотрению наиболее сложных перейти в последнюю очередь. Задача посредника заключается и в том, чтобы регулировать очередность и длительность выступлений, не допуская приоритета той или другой стороны.

3 Не секрет, что отношения участников конфликта характеризуются враждебностью, недоверием, подозрительностью. Поэтому заметный вклад посредника в успех переговорного процесса состоит в формировании рабочей атмосферы на переговорах. Во многом сам факт присутствия третьей стороны способен удержать оппонентов от проявления враждебности по отношению друг к другу. Однако посреднику не стоит ограничиваться этим и необходимо приложить максимум усилий по снижению уровня негативных эмоций конфликтующих сторон. Заметное влияние на атмосферу во время переговоров оказывает проявление подчеркнутого уважения со стороны посредника к оппонентам и понимания их проблем, поощрение тех или иных шагов оппонентов к нормализации отношений и положительного настроя на совместную работу. Посредник также помогает конфликтующим сторонам преодолеть негативные стереотипы в отношении друг к другу и отрицательное влияние различных феноменов восприятия.

4 Оказание помощи в поиске решения является ключевым аспектом во влиянии посредника на переговорный процесс. Оптимизируя этот поиск, посредник осуществляет следующие действия:

• оказывает участникам содействие в изучении ситуации, анализе разногласий, оценке предложений;

• обращает внимание сторон на наличие общности в их интересах или создает такую общность через включение проблемы в более широкий контекст, скажем, перспективу широкомасштабного экономического сотрудничества;

• помогает обнаружить непересекающиеся интересы и тем самым увеличивает переговорное пространство, в зоне которого и может быть найдено решение;

• выступает дополнительным источником идей и вариантов для решения проблемы;

• оказывает оппонентам помощь в поиске и выборе объективных критериев для оценки разработанных вариантов решения проблемы;

• предлагает общую формулу возможного соглашения.

Эффективность этих усилий посредника во многом зависит от того, насколько полной информацией об участниках конфликта, спорных вопросах, соотношении сил сторон, их интересах и позициях, возможных подходах к решению проблемы, степени их вовлеченности в конфликт и т.п. располагает посредник.

5 Определенную роль в стимулировании посредником поиска взаимоприемлемого решения может сыграть определение крайних сроков завершения переговоров. Если конфликтующие стороны, осознавая свою ответственность за неудачу переговоров, стремятся к достижению соглашения, то фиксированные временные рамки позволят обеспечить устойчивую динамику переговорного процесса.

1 Конфликты в современной России / Под ред. Е.И. Степанова.— М.: Эдиториал УРСС, 1999 - С 317.


6 В том случае, если переговоры увенчались успехом, посредник берет на себя контроль над выполнением соглашения. Как отмечалось выше, успешность переговорного процесса определяется не только достижением соглашения, но и выполнением его условий. Поэтому посреднику необходимо проследить за тем, чтобы в окончательное соглашение были включены сроки выполнения сторонами взятых на себя обязательств. Возможно также установление нечто вроде испытательного срока, т.е. времени, в течение которого стороны могли бы оценить эффективность достигнутого соглашения.1 Кроме того, посредник может выступить гарантом выполнения договоренностей. Такая миссия вполне по плечу, скажем, руководителю в разрешении конфликта между подчиненными.

Модели посреднической деятельности

Описанные выше составляющие влияния посредника на переговорный процесс характеризуют, прежде всего, традиционное посредничество, не акцентируя внимание на специфических особенностях различных его модификаций. Такие особенности отличают следующие модели посреднической деятельности:2

• фасилитаторство;

• консультационное посредничество;

• посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1 Фасилитаторство. Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ, facilitate — облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и выработке решений.

2 Консультационное посредничество. Специфика этой разновидности посредничества заключается в следующем: конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, то он выскажет свою точку зрения в порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника для достижения соглашения.

 
 


1 Конфликты в современной России / Под ред. Е.И. Степанова.— М.: Эдиториал УРСС. 1999 – С. 317.

2Там же. С. 315. С 319.

3 Посредничество с элементами арбитража. В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что участники конфликта до начала переговоров договариваются о том, что если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми результатами, приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения. В любом случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет достигнуто. Какой бы вариант посредничества ни был реализован в переговорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разумеется, наилучшим результатом посреднической деятельности является разрешение конфликта. Например, на счету Федеральной службы посредничества и примирения (США) более 500 тыс. разрешенных конфликтов за 50 лет работы.1 Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, наличия альтернатив переговорному соглашению, соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т.п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно.

Оценка эффективности

посреднической

деятельности

Оценивая эффективность посреднической деятельности, следует использовать несколько критериев.

1) Объективные критерии, позволяющие

рассматривать вмешательство посредника как успешное:

• завершение конфликта;

• снижение остроты конфликтного взаимодействия;

• переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы;

• нормализация взаимоотношений оппонентов.

 
 


1 См.: Ростиашвили К. Д. Федеральная служба посредничества и примирения. // США: экономика, политика, идеология. 1991. - № 4. — С. 109—110.

 
 


2) Важно ориентироваться также и на субъективные показатели, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что

• оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам;

• без его усилий сторонам было бы сложно обойтись;

• достигнутые при помощи посредника результаты не являются навязанными, а, наоборот, представляют собой взаимоприемлемый итог.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учитывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества позволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника сопряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, которые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может вызвать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конфликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

Завершая рассмотрение переговоров в условиях конфликта, напомним уже известную вам точку зрения современных исследователей, согласно которой конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый из нас становился участником того или иного конфликта, сохраняя такую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочтительным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных аспектов переговорного процесса является не только перспективным направлением научных исследований, но и актуальным для любого из нас. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие переговорных навыков. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, не стоит забывать о том, что переговоры могут достичь своей цели только в том случае, если их участники искренни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае, конфликтующие стороны скорее демонстрируют решительность, чем стремятся найти решение.

Глава 1.

Вопросы для повторения

1. Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения про­тиворечия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?

2. В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневе­ковой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?

3. Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

4. Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?

5. Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в класси­ческой философии.

6. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социо­логии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

7. Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объяс­ните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

8. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

9. Как объясняют роль конфликта теории социального согласия челове­ческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?

10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравни­те статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?

11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу кон­фликта.

12. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологи­ческих аспектов конфликта?

13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Бер­ном и К. Томасом?

14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?

15. Объясните отставание в развитии конфликтологии в Советском Союзе и причины ее быстрого развития в постсоветской России.

Глава 2.

Вопросы для повторения

1. Какие группы (блоки) понятий раскрывают предмет конфликтологии?

2. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

3. Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.

4. Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажи­те два возможных способа регулирования конфликта.

5. Укажите основные виды типологий конфликта: по масштабам, времен­ным параметрам, направленности, результатам и др.

6. Каковы основные свойства конфликтного взаимодействия?

7. Покажите сходство и различие понятий «объект конфликтологии» и «предмет конфликтологии».

8. Покажите взаимосвязь между объектом, предметом и методом конф­ликтологии.

9. Охарактеризуйте основные принципы исследования конфликта: 1) де­терминизм, 2) системность, 3) развитие.

10. Объясните многообразие методов, применяемых конфликтологи­ей. В чем заключается проблема выбора оптимальных методов ис­следования?

11. Охарактеризуйте основные методы конфликтологического исследова­ния: 1) структурно-функциональный. 2) процессуально – динамический, 3) типологизацию, 4) прогностический, 5) разрешительный.

12. Покажите особенности разрешительного метода исследования кон­фликта и стратегии регулирования конфликта, вырабатываемые на его основе.

13. Сравните понятия «методологическая эйфория» и «методологический нигилизм».

Глава 3.

Вопросы для повторения

1. Проанализируйте приведенные в тексте определения конфликта и дай­те им оценку.

2. Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.

3. Что является основой любого конфликта?

4. Объясните, существуют ли конфликты в неживой природе и животном мире?

5. Сравните конфликты и спортивное соревнование.

6. Что такое объект конфликта? Назовите основные характеристики объек­та конфликта.

7. Сравните понятия: «объект конфликта» и «предмет конфликта».

8 Что такое типология конфликтов?

9. Назовите основания, по которым можно классифицировать конфликты.

10. Охарактеризуйте основные типы конфликтов.

Глава 4.

Вопросы для повторения

1. Чем отличаются объективные и личностные элементы конфликта?

2. Назовите и охарактеризуйте объективные элементы конфликта.

3. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

4. Что означает понятие «ранг оппонента»?

5. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов. организаторов, пособников и посредников? Приведите примеры.

6. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

7. Назовите основные личностные элементы конфликта.

8. Каковы основные психологические доминанты поведения личности? Что такое ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности личности? В чем состоит их внутренняя взаимосвязь?

9. Дайте характеристику основным чертам характера и типам личности. Сравните экстраверта и интроверта.

10. Что означает понятие «акцентуированная личность»? Назовите основ­ные характеристики акцентуированных личностей.

11. Сравните художественный и мыслительный типы личностей.

12. Назовите и охарактеризуйте идеальные типы индивидуальностей по Э. Шпрангеру.

13. Проанализируйте типичные ошибки, приводящие к неадекватным оцен­кам и самооценкам.

14. Охарактеризуйте типы людей, трудных в общении.

15. Как влияет расхождение этических ценностей на возникновение кон­фликта?

Глава 5.

Вопросы для повторения

1. Объясните, в чем суть причины конфликта?

2. Сравните причину конфликта и повод.

3. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?

4. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.

5. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.

6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия современного российского общества.

7. Каковы главные объективные факторы возникновения конфликтов?

8. Каким образом взаимозависимость заданий может повлиять на возник­новения конфликта? Приведите пример.

9. Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?

10. Каким образом расхождение основных психологических доминант по­ведения личности может повлиять на возникновение конфликта?

11. Каким образом влияют на возникновение конфликта неадекватные оцен­ки и восприятия?

Глава 6.

Вопросы для повторения

Дайте определение функции конфликта.

Сравните явную и латентную функции конфликта. Приведите примеры.

3. В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обус­ловлена?

4. Всякая ли функция конфликта носит двойственный характер?

5. Что такое функциональный и дисфункциональный конфликт? Приведите примеры.

6. Каковы общие конструктивные функции конфликта?

7. Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

8. Каковы общие деструктивные функции конфликта?

9. Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

Глава 7.

Вопросы для повторения

1. Объясните термин «динамика конфликтам. Каковы основные периоды и этапы динамики конфликта?

2. Дайте общую характеристику предконфликтной ситуации. Приведите ее примеры.

3. Какие последствия может иметь неадекватное осознание предконфликтной ситуации?

4. Лайте общую характеристику открытому конфликту. Назовите этапы развертывания открытого конфликта.

5. Охарактеризуйте инцидент как этап развития открытого конфликта. Ка­ковы его основные характеристики?

6. Сравните повод конфликта и инцидент.

7. Охарактеризуйте эскалацию как этап развития открытого конфликта.

8. Что означает "создание образа врага» в конфликте и какова его роль в развитии конфликта?

9. Какой стадии конфликта присущи демонстрация силы, угроза ее примене­ния и применение насилия? Объясните эти элементы динамики конфликта.

10. Охарактеризуйте завершение конфликта как последний этап развития открытого конфликта.

11. Дайте характеристику послеконфликтного периода динамики конфликта.

12. Что такое постконфликтный синдром? Приведите его примеры.

13. Почему совместную деятельность считают наиболее эффективным спо­собом конструктивного решения межгрупповою конфликта?

Глава 8.

Вопросы для повторения

1. Как понимали внутриличностный конфликт И. Кант, Вл. Соловьев, Ф. До­стоевский? Объясните высказывание Вл. Соловьева: «Стыжусь, следовательно, существую».

2. Расскажите об истоках научного исследования внутриличностного кон­фликта.

3. В чем заключается специфика анализа внутриличностного конфликта 3. Фрейдом?

4. Расскажите о вкладе в теорию внутриличностного конфликта К. Левина,

5. Кому принадлежит понимание внутриличностного конфликта как дис­сонанса между «Я-концепцией» и идеальным «Я»?

6. В чем состоит сущность внутриличностного конфликта по А. Маслоу?

7. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения В. Франкла? Объясните понятие «экзистенциальный вакуум»и его отношение к внутриличностному конфликту.

8. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения А.Н. Леонтьева?

9. Дайте обобщенное определение внутриличностного конфликта.

10. Назовите основные характеристики внутриличностного конфликта.

11. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов. Приведите примеры конфликта потребностей, конфликта социальных норм и кон­фликта между потребностью и социальной нормой.

12. В чем состоит сущность мотивационного конфликта? Чем он отличается от нравственного конфликта? Приведите примеры того и другого,

13. Что такое ролевой конфликт? Сравните межролевой и внутриролевой конфликты.

14. К какому виду внутриличностного конфликта относится конфликт меж­ду требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека.

15. Дайте определение невротическому конфликту. Сравните его с други­ми видами конфликтов.

Глава 9.

Вопросы для повторения

1. Какова самая общая причина внутриличностного конфликта?

2. Назовите внутренние причины конфликта, коренящиеся в противоре­чиях самой личности.

3. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловлен­ные положением личности в обществе?

4. К какому виду причин относятся: 1) противоречие мотивов, 2) физичес­кие преграды. 3) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворе­ния потребности личности?

5. Приведите примеры причин внутриличностного конфликта, состоящих: 1) в противоречии между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями. 2) в противоречии между производственными требова­ниями и личностными ценностями.

6. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловлен­ные положением личности в обществе?

7. Как влияют рыночные отношения на развитие внутриличностного кон­фликта?

8. Проанализируйте основные выводы о влиянии рыночных отношений на личность, сделанные К. Хорни и Э. Фроммом.

9. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь внешних и внутренних причин внутриличностного конфликта,

10. Назовите основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта.

11. Объясните, что представляют собой стресс, фрустрация, невроз?

12. Объясните термин «невротический конфликт».

13. Назовите основные формы клинических неврозов,

14. Назовите главные характеристики невротической личности.

15. Каковы основные позитивные последствия внутриличностного конфликта?

Глава 10.

Вопросы для повторения

1. Каковы всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов?

Назовите способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от личности.

Какие существуют приемы и способы для более глубокого познания

самого себя?

4. Объясните, почему:

1) неадекватная самооценка мешает предупреждению внутриличностно­го конфликта:

2) наличие смыслообразующих жизненных ценностей способствует пре­дупреждению внутриличностных конфликтов:

3) уверенность в себе способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.

5. Каковы типичные проявления неуверенности в себе?

6. Назовите этические нормы и правила общения, способствующие пре­дупреждению внутриличностных конфликтов,

7. Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конф­ликтов.

8. Объясните, почему снижение уровня притязаний может привести к раз­решению внутриличностного конфликта?

9. Что такое механизмы психологической защиты личности? Когда они применяются?

10. Приведите примеры психологической защиты из философской и худо­жественной литературы.

11. Когда начался научный анализ механизмов психологической защиты личности?

12. Объясните следующие механизмы психологической защиты личности: 1) вытеснение, 2) сублимация. 3) регрессия. Приведите примеры,

13. Объясните понятия «рационализация», «проекция», «замещение». Приведите примеры.

14. Приведите примеры следующих механизмов психологической защиты: 1) интеллектуализация. 2) идентификация, 3) обособление, 4) воображение,

Глава 11.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «стресс».

2. Какова физиологическая и биохимическая природа стрессов?

3. Покажите отличие стресса от дистресса.

4. Надо ли убегать от стрессов?

5. Каковы основные причины профессиональных стрессов?

6. Всегда ли вредны отрицательные эмоции?

7. Что такое «поисковая активность» и какова ее роль в динамике стрессов?

8. Каким образом самооценка личности влияет на ее стрессоустойчивость?

Глава 12.

Вопросы для повторения

1. Лайте определение межличностному конфликту и назовите его функции.

2. Какие характеристики личности влияют на возникновение конфликтов?

3. Какие функции выполняет межличностный конфликт?

4. Что может послужить причиной семейного межличностного конфликта?

5. Как следует относиться к семейному конфликту и каким образом следует вести себя в семейном конфликте?

6. Возможно ли предупреждение семейных конфликтов и что для этого необходимо?

7. Какие виды конфликтов возникают в процессе обучения?

8. Какие формы поведения учителя провоцируют конфликт учитель — учитель?

9. Какова роль руководителя в предупреждении межличностных конфликтов в учебном процессе?

10. Можно ли избежать конфликтов в учебном процессе?

11. Какие методы используются руководителем для разрешения конфликтных ситуаций?

12. Какие проблемы порождает завышенная самооценка? 13- Назовите формы межличностных конфликтов в педагогике и имеющи­еся возможности для их предупреждения.

Глава 13.

Вопросы для повторения

1. Что такое конфликт в организации? Каковы его структурные элементы?

2. Назовите и сравните виды конфликтов в организации.

3. Каковы характерные признаки конфликтных ситуаций?

4. Какова роль внутриорганизационных конфликтов в организациях?

5. Назовите типы производственных конфликтов.

6. Что такое трудовой конфликт в организации? Какова его значимость сегодня?

7. Назовите формы организованной борьбы работников в защиту своих законных прав.

8. В чем заключается специфика инновационного конфликта?

9. Назовите типы разрешения конфликта в организации.

Глава 14.

Вопросы для повторения

1. Как меняет поведение человека факт его включенности в социальную группу?

2. Каковы основные особенности межгрупповых конфликтов?

3. Как вы понимаете институциализацию межгруппового конфликта?

4. Каковы проявления структурного насилия?

5. Что такое групповой фаворитизм?

6. Как объясняется принципиальная неизбежность межгрупповых конф­ликтов?

7. Сравните групповые потребности и индивидуальные.

8. Что составляет объект межгрупповых конфликтов? Какие стадии меж­группового конфликта обычно выделяют?

9. Какова общая направленность эволюции межгрупповых конфликтов в XX веке?

Глава 15.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте структуру политического конфликта.

2. Кто является реальным субъектом политических конфликтов — социальные группы или политические институты?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: