Цель занятия: исследовать понятие, признаки и уголовно-правовое значение субъективной стороны преступления
1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.
2. Вина - как основной признак субъективной стороны состава преступления. Социальная сущность, содержание и формы вины.
3. Умысел и его виды.
4. Неосторожность и ее виды.
5. Преступления с двумя формами вины.
6. Мотив, цель и эмоции, как признаки субъективной стороны преступления.
7. Юридическая и фактическая ошибка и ее влияние на форму вины и уголовную ответственность.
1. Изучение данной темы требует знания соответствующего уголовного законодательства РФ (гл. 5 УК РФ).
2. При анализе субъективной стороны преступления следует, прежде всего, уяснить ее понятие и содержание, какие признаки, ее образующие, являются обязательными, а какие - факультативными.
Следует помнить, что субъективная сторона всегда выступает в единстве с объективной стороной.
Субъективная сторона - необходимый элемент состава преступления. Она характеризует тот сложный психологический процесс, с которым связано совершение общественно опасного деяния. Субъективная сторона - это вся психическая деятельность, которая сопровождает совершение преступления и в которой интеллектуальные, волевые и эмоциональные моменты выступают в единстве и взаимообусловленности. Разумеется, не все признаки, характеризующие психическую деятельность, имеют уголовно-правовое значение. Важнейшими признаками субъективной стороны, имеющими такое значение, являются вина, мотив, цель преступления и эмоциональное состояние. Среди них центральное место занимает вина.
|
|
3. Особое внимание нужно уделить выявлению понятия и содержания вины как обязательного признака субъективной стороны преступления, ее форм и видов.
Вина есть психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию и наступившим вследствие этого общественно опасным последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности и характеризующее его отрицательное отношение к социальным институтам и иным ценностям общества. Вина - субъективное основание уголовной ответственности. Общественно опасное деяние не влечет уголовной ответственности, если виновного действия не было. Принцип, согласно которому ответственность может наступать только при наличии вины, является важнейшим в отечественном уголовном праве. Его значение определяется не только природой самого права, как регулятора поведения людей, но и содержанием уголовной политики России, задачами и целями наказания. Наказание в условиях нашего общества выступает не только как средство защиты от общественно опасных посягательств, но и как метод исправления преступников. Совершенно очевидно, что эти цели остаются голой, оторванной от жизни абстракцией, если не будут основываться на принципе вины.
|
|
Важно прочно усвоить, что по уголовному праву РФ недопустимо объективное вменение, при котором лицо привлекается к ответственности только за факт совершения общественно опасного деяния при отсутствии вины.
При изучении форм и видов вины важно уяснить, что вина характеризуется двумя моментами (признаками) - интеллектуальными и волевым, - и что формы и виды определяются в зависимости от различного сочетания этих моментов.
4. Раскрывая умышленную форму вины, следует обратить внимание на то, что осознание лицом всех фактических обстоятельств, принадлежащих к объективным признакам состава данного преступления, имеет некоторые особенности в преступлениях с материальными и формальными составами преступлений. Нередко студенты слабо усваивают, что поскольку в формальном составе преступления общественно опасный характер носит само действие (или бездействие), постольку лицу для осознания его общественной опасности достаточно сознавать лишь фактические обстоятельства, относящиеся к самому деянию. В материальных составах преступлений, для которых необходимо наступление последствий, осознание лицом общественной опасности своих действий неразрывно связано с предвидением указанных в законе общественно опасных последствии. В этих случаях в умысел включается также предвидение развития причинной связи между совершенными действиями и наступившим преступным результатом.
Нужно также иметь в виду, что теория уголовного права, помимо прямого и косвенного умысла, различает также определенный (конкретизированный) и неопределенный (неконкретизированный) умысел в зависимости от того, насколько конкретно представляет себе виновный общественно опасные последствия.
Кроме того, в соответствии с особенностью моментов возникновения умысел делится на: заранее обдуманный и внезапно возникший (простой и аффектированный).
Совершение преступлений с заранее обдуманным умыслом свидетельствует о большей степени общественной опасности лица по сравнению с совершением подобного преступления с внезапно возникшим умыслом.
5. Студент должен уяснить понятие неосторожности и ее видов. При изучении понятия преступного легкомыслия необходимо раскрыть содержание интеллектуального и волевого момента.
При изучении неосторожной вины в виде преступной небрежности следует особое внимание уделить раскрытию ее объективного и субъективного критериев и отличию от казуса (невиновного причинения вреда).
6. Сложным для уяснения является вопрос о преступлении, совершаемом с двумя формами вины, эти преступления встречаются весьма редко, причем в тех составах, где объективная сторона преступления характеризуется наступлением не одного, а двух последствий: ближайших и отдаленных. В таких случаях при рассмотрении субъективной стороны этих преступлений необходимо различать психическое отношение лица к первому и ко второму результатам (ч. 4 ст. 111 УК РФ).
Кроме того, многие отечественные криминалисты признают возможность так называемой «смешанной вины» там, где имеется различное психическое отношение лица к совершенному деянию и к наступившим последствиям. Например, при незаконном проведении искусственного прерывания беременности (ч. 3 ст. 123 УК РФ) психическое отношение к самому прерыванию беременности может быть в форме умысла, а в отношении наступления в результате прерывания беременности смерти или тяжкого вреда здоровью - в форме неосторожности.
7. Студент должен также уметь раскрывать содержание факультативных признаков субъективной стороны (мотива, цели и эмоционального состояния), и вопроса о юридической и фактической ошибках.