Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона). Коммуникация (в узком смысле слова) - в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями

Коммуникация (в узком смысле слова) - в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями и др. Коммуникация понимается как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информацией между двумя людьми:

- мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, люди не просто обмениваются значениями, но и стремятся выработать при этом общий смысл. Инфомация длжна быть не только принята, но и понята и осмыслена. В каждом коммуникативном процессе даны в единстве деятельность, общение и познание;

- посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, «знак» изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это влияние.

- коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации идекодификации: знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны обоим. Помимо лексической и синтксической системы важно, чтобы было одинаковое понимание ситуации общения.

- возникновение коммуникативных барьеров. Социальные различия – принадлежность партнеров к разным социальным группам, к культурам. Психологические – индивидуальные психологические особенности общающихся

Информация исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (совет, приказ, просьба предполагает изменение поведения) и констатирующая (сообщение).

Различают вербальную и невербальную коммуникации. Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы звуковой язык (лексика и синтаксис). Очень важна обратная связь: безоценочная (что-то переспрашивается), оценочная (позитивная или негативная).

Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, как пртнеры обеспечивают тематическую направленнсть информации, а также ее двусторонний характер:

- характер дистанции, которая устанавливается в результате коммуникации

- стиль говорения и слушания.

Посредством речи не только движется информация. Но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга в предмете обсуждения и стремятся тем самым достичь определенного изменения поведения. Воздействие может носить характер манипуляции или способствовать актуализации партнера, раскрытию в нем каких-то новых возможностей.

Эффективность речевого воздействия – способность преодолевать коммуникативные барьеры например, снижение внимания аудитории к коммуникатору, барьеры непонимания: умышленное или неумышленное: фонетическое, семантическое, стилистическое, логическое.

Коммуникатор (кто?), Сообщение (что?) Канал (как?), Аудитория (кому?) Эффективность (с каким эффектом?).

Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации.

Особенности невербальной коммуникации:

- ситуативность – обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

- синтетичность – экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы

- непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий – даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Виды информации в процессе невербальной коммуникации:

- информация о личности коммуникатора (например, темперамент человека, его эмоциональное состояние в данной ситуации и др.).

- информация об отношении участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень общения, характер или тип отношений, динамика взаимоотношений)

- информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие (сведения о включенности в данную ситуацию или стремление выйти из нее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: