- По содержанию
1. Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности (например, написанная книга, сочинённая или исполненная песня, построенное здание, посаженное дерево (отношение).
2. Когнитивное – обмен знаниями.
3. Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями (например, человек может поднять или испортить настроение; возбудить или успокоить друг друга, т.е. люди оказывают определённое воздействие на самочувствие друг друга).
4. Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями (например, когда один человек желает добиться того чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление; чтобы у кого-либо сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность).
5. Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
- По объекту деятельности
1. Личностное (неформальное) общение - наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнёрами. Его содержание – проблемы внутреннего характера, интересы и потребности человека. Могут затрагиваться любые темы. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.
2. Деловое (формальное) общение - обусловлено социальными функциями, регламентировано как по содержанию, так и по форме. Его содержанием является то, чем заняты люди в совместной продуктивной деятельности. Служит средством повышения качества деятельности.
3. Межличностное – парное общение.
4. Социальное – несколько людей.
- По средствам
1. Непосредственное(«лицом к лицу») – осуществляется с помощью естественных органов: рук, головы, туловища, голосовых связок и т.п.
2. Опосредованное – коммуникация с промежуточным звеном в виде третьего лица, механизма, вещи. Используются специальные средства и орудия. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.) или культурные (знаковые системы (письма), записи символов на различных носителях, фото, печать, радио, телевидение, разговор по телефону и т.п.), третьи лица (через вторых, третьих лиц передаётся информация).
3. Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга (например, телесные контакты, беседа).
4. Косвенное – осуществляется через посредников, которым могут выступать другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
5. Невербальное – при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
6. Вербальное – используется звуковая речь.
Стороны общения (по Г.М. Андреевой)