Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Педагог должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой.
Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательного воздействия, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития микроклимата в детском саду.
Функции педагогического общения
1. Воспитательная - предусматривает формирование всесторонне развитой личности ребёнка и относительно высокого уровня развития группы в целом. На формирование личности ребёнка огромное влияние оказывает микросреда. Её подсистемы: «ребёнок – взрослые члены семьи», «ребёнок – воспитатель», «ребёнок – ребёнок». От того, какова микросреда, доминирующие отношения в каждой её подструктуре, во многом зависят формирующиеся черты личности.
2. Организующая. Воспитатель:
а) проектирует создание такой микросреды для детей, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на их психическое развитие;
б) управляет возникающими взаимоотношениями в педагогически целесообразном русле;
в) корригирует их в случае необходимости.
Воспитательные воздействия педагога могут быть направлены на группу в целом или на её часть, так и на отдельного ребёнка, родителей и других членов микросреды ребёнка.
3. Социально-перцептивная - связана с познанием воспитанников, их микросреды. Данная функция тесно связана и с другими функциями общения, способствует в значительной степени их реализации; кроме того, в процессе педагогического общения социально-перцептивная функция может выступать и как самостоятельная, ведущая.
Структура педагогического взаимодействия
I. Внутренний компонент.