Развитие и формирование личности дошкольника

Предпосылки развития самосознания в младенчестве и раннем возрасте. В первый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности - «предличностные образования». Младенец накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам. Главное условие формирования личности – общение ребенка с другими людьми. Доброжелательное внимание к ребенку формирует положительное отношение к людям и положительное самоощущение. Значимость для близких – условие активного проявления себя.

В конце 1-го месяца жизни у малыша появляется интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия; в 3 месяца складывается предличностное образование – активность (отчасти врожденное качество, но развивающееся при решающем влиянии общения со взрослым); на 4-5-м месяце жизни ребенок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное, и требовательное существо. Велика его инициативность, поведение разнообразно. В 6 месяцев положительное самоощущение во многом зависит от успешности манипуляций с предметами. Ребенок воспринимает уже результаты своих действий (неудача – неуверенность; успех – побуждение к действию).

Во 2-м полугодии малыш разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей (избирательность в отношениях со взрослыми), с 8 месяцев начинает бояться незнакомых. В 12 месяцев связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него.

Неодинаковое отношение к разным людям говорит о том, что к концу 1-го года жизни у ребенка складываются устойчивые образы взрослых. Ребенок начинает противопоставлять себя взрослому, вырастают радость при успехе и огорчение при неудаче. Это все – естественные признаки зарождающейся личности.

Таким образом, основное новообразование младенческого возраста – это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».

Становление «образа я». О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В 2-3 месяца ребенок долго, сосредоточенно рассматривает свое отражение, радостно относится к своему зеркальному отражению, с 6 месяцев возникает исследовательское поведение: обследует свое отражение руками, дотрагивается до отражения руки. После 6 месяцев соотносят свои реальные действия с наблюдаемым в зеркале: шевелят пальчиками, размахивают руками, прослеживают взглядом отражение своих действий. В 11-12 месяцев дети подолгу играют со свои отражением: гримасничают, кривляются, совершают ритмические и мимические действия. Наблюдаются действия на коррекцию своего внешнего вида.

В первом полугодии 2-го года жизни дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговки, кармашки, шнурочки на своей одежде, с интересом наблюдают за меняющимся отражением. К 2-м годам часто подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеются. Уверенно узнают себя и с удовольствием меняют свой внешний облик: надевают платочек, причесываются и пр.

Ранний возраст. К основным предпосылкам развития самосознания в раннем детстве относят: 1) отделение себя и своих действий с предметами; 2) возникновение гордости и собственного достоинства; 3) развитие самостоятельности.

Признаки зарождения самосознания преддошкольника

· Изменение отношения к миру предметов. Ребенок теперь не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией, что приводит к отделению действия от предмета, т.е. ребенок может выполнять усвоенное действие в новых условиях, с другими предметами.

· Усложняются взаимоотношения взрослого с ребенком. В процессе ситуативно-делового общения взрослый уже начинает оценивать достижения ребенка в области действий с предметами, ребенок же начинает сравнивать свой результат с результатом другого человека. Взрослый – образец, которому ребенок начинает подражать. Это ведет к развитию притязаний на признание. Данная потребность пока выражается открыто, ребенок ожидает восхищения им.

· Появление представления о самом себе. Ребенок в раннем возрасте поглощен не только близкими людьми и внешним миром, но и собственной персоной. Он неустанно исследует себя Уже годовалый ребенок имеет некоторое представление о себе, об отдельных частях собственного тела. Он их трогает, рассматривает, может правильно указать, где у него глаза, уши, нос. Однако представления о себе ещё обобщены, нет схемы собственного тела, он даже не узнает себя в зеркале. Себя в зеркале, на фотографиях и в рисунках дети начинают узнавать после 1,5-2 лет, и это узнавание значительно запаздывает, если специально не обучать ребенка восприятию своего отражения, если взрослый не помогает ему распознавать предметы на картинках, в книжках и т.д.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. К 3-м годам ребенок, узнавая себя в зеркале, проявляет некоторую обеспокоенность по поводу того, кто же реален – он сам или его изображение. В это время появляются игры перед зеркалом – гримасничанья, переодевания и т.д., что знаменует собой новый этап в самоидентификации – отождествления себя с разными изображениями и формирование представлений о себе настоящем. Но изображения себя в более раннем возрасте всё ещё представляют для ребенка трудность: в кинофрагментах 2,5-3-летний ребенок узнает местность, знакомые вещи и людей, но не узнаёт себя или узнаёт через своеобразное «удвоение» (в речи ребенка в этих ситуациях появляются своеобразные обороты: «Вот Петя», «Тот Петя», «Это Пети»).

В 3 года и позже ребенок интересуется всеми возможными способами подтверждения реальности собственного «Я»: он много рассматривает себя, производя «по своему хотению» разные действия пальцами, руками, ногами. В это время наблюдается даже выделение и психическое одушевление частей собственного тела; в игре ребенок познает свою волю над частями тела и самим собой. Дети могут играть со своей тенью. Тень занимает не постоянное, но особое место в представлении ребенка о себе – она расширяет его пространственную представленность. Однако это происходит лишь во время игры и уходит из поля внимания ребенка, как только он перестает играть своей тенью.

· Собственное имя. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в 3-м лице: «Тата», «Саша». Потом к 3-м годам появляется местоимение «Я».

В раннем детстве имя для ребенка является показателем его индивидуальности, отличие от другого человека; выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая принадлежность ребенка к полу, семье, национальности; обращение к ребенку по имени – демонстрация для него положительного отношения.

· Появление первичной самооценки. Это осознание не только своего «Я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой».

Первичная самооценка ребенка - это чисто эмоциональное образование, не содержащая рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Преддошкольник осознает тот факт, что он существует, но по-настоящему о своих возможностях, качествах ещё не знает, Ребенок приписывает себе всё положительное, одобряемое взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются.

Для того чтобы научиться оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны, как на эталон. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок «хорошего», положительного героя оценивается как хороший, «плохого» - как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества

По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только в дошкольном возрасте на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других.

· Изменение отношения ребенка к самому себе. Это определяется успешностью протекающей деятельности. Достиг результата – значит хороший, не достиг – плохой. Поэтому дети в раннем возрасте бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или не успешности своей деятельности. Это ведет к дифференциации к ребенку со стороны взрослых:

- общее положительное отношение («Ты хороший, я тебя люблю»);

- отношение, опосредованное результатом деятельности («Молодец, сегодня ты быстро оделся»).

Однако ребенок оценивает себя только положительно и не дифференцировано («Я хороший»). Преддошкольник осознает тот факт, что он существует, но по-настоящему о своих возможностях, качествах ещё не знает, Ребенок приписывает себе всё положительное, одобряемое взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются.

· Отделение себя от своих действий. Это связано с усложнением видов деятельности. Ребенок впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигнутом результате, т.е. понимает, что действие совершил именно он, и это привело к изменению в предметах (нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся). Все это ведет к самоутверждению, саморегуляции, развитию гордости за свои достижения (основное новообразование возраста).

Возникновения стремления к самостоятельности. Кризис 3-х лет. Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2-х лет у ребёнка начинает развиваться подлинная самостоятельность. Её показатели – «личные желания» ребёнка. Ребёнок уже ставит цели, достижение которых приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметами. Например, ребёнок настаивает на самостоятельности в приёме пищи, стремится сам действовать ложкой.

Однако даже в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда ребёнок ставит перед собой задачу, а исполнение в основном зависит от взрослого, который помогает ребёнку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность. Ребёнок может не доводить начатое дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность до 3-х лет существует только на уровне целеполагания как компонента самостоятельности.

На 3-м году жизни ребёнок уже может удерживать в памяти поставленную цель, что влияет на результативность действий. Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребёнка формируется целеустремленность, т.е. способность с помощью взрослых соотнести полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Однако самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый результат и реальный результат, формируется только в дошкольном возрасте.

В раннем возрасте изменяются отношения ребёнка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей связаны со стремлением ребёнка к самостоятельности, проявлению его личности. Ребёнок стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, которые присущи взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам».

Личное действие - это такое действие, к которому ребёнок относится как своему, им самим производимому. Например, «Я буду рисовать», «Я буду гулять», «Я буду умываться» и т.п.

В 3года возможно негативное поведение ребёнка, характерное для кризиса, причинами которого могут являться: взрослый не перестроил своё отношение к ребёнку; отсутствует организация делового сотрудничества; демонстрация превосходства взрослого над ребёнком («Ты ещё мал»).

Симптомы кризиса (по Л.С. Выготскому)

1. Негативизм – такое проявление в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

2. Упрямство – это реакция ребёнка, когда он настаивает на своём требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал.

3. Строптивость – реакция ребёнка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни (например, отказывается ложиться спать).

4. Своеволие (своенравие) – тенденция ребёнка к самостоятельности, когда он хочет всё сделать сам.

5. Протест – бунт, когда всё поведение ребёнка начинает носить протестующий характер.

6. Симптом обесценивания взрослого – ребёнок ругается, употребляет известные ему бранные слова, плюётся, топает ногами и т.п. Характерен отказ от ранее привлекательных игрушек, еды.

7. Стремление к деспотизму – желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим, особенно к матери. Чаще проявляется в семье с единственным ребёнком.

8. Ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье есть другие дети. Ребёнок изыскивает тысячу способов, чтобы продемонстрировать власть над окружающими (это и обиды, и угрозы, и упрашивания). Ребёнок как бы старается вернуть состояние раннего детства, стать господином положения, центром внимания.

9. Реакция невротического или психопатического характера – это могут быть страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения речи и т.д.

Интенсивность симптоматики проявляется в различной степени и зависит:

§ от семейного микроклимата;

§ от модели воспитания;

§ от биологически обусловленных свойств организма.

Кризис 3-х лет – явление субъективно трудное для самого ребёнка и объективное – для близких ему взрослых. По Д.Б.Эльконину – это кризис социальных отношений. Однако это явление проходящее. Здесь есть и позитивное начало: связанные с кризисом новообразования, отделение, обособление себя от окружающих и одновременно успехи в общении, выделение своего «Я».

Развития самосознания в дошкольном возрасте. У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение своих свойств, физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Самооценка формируетсяв процессе усвоения ребёнком оценок, которые он получает от окружающих, путём активной деятельности, в процессе общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками путём сравнения и сопоставления себя с ними, накопления своего практического опыта.

В раннем возрасте можно было лишь наблюдать истоки самосознания ребёнка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию и обычно считается центральным новообразованием дошкольного возраста. Развивается самооценка на основе представления (знаний и мыслей) ребёнка о своём «Я». Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки взрослого: чем точнее оценка взрослого, тем точнее самооценка.

Сформировавшееся представление о себе даёт возможность ребёнку критически относиться к оценке взрослого и в какой-то мере даже противостоять ему.

В 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть всё более существенную роль, т.к. ребёнок понимает, что сравнивать себя со взрослым трудно. Взрослый – недосягаемый эталон. В общении со сверстниками складывается способность оценивать другого и сравнивать себя с ним. Всё это стимулирует возникновение самооценки. В 3-4 года – взаимооценки более субъективны, чаще подвержены эмоциональному отношению друг к другу. В 4,5-5,5 летдети наиболее восприимчивы к оценке сверстников. Однако особенность состоит в том, что, зная большинство норм и правил поведения, ребёнок легче применяет их к другим, чем к самому себе. Он может совершенно объективно оценить поступок другого как неправильный, несправедливый, но тот же поступок, совершённый им самим, оценивается неадекватно, и оценка часто подменяется всякого рода «рационализациями». Свои неправильные поступки дошкольник часто не оценивает как таковые и обижается, протестует, когда так классифицируют эти поступки другие. И только авторитет взрослого позволяет ребёнку вникнуть в смысл совершённого неправильного поступка или хотя бы принять замечание как правильное.

С возрастом оценка становится более объективной. В5-7 лет – наиболее высокий уровень сравнения себя со сверстниками, т.к. более богатый индивидуальный опыт, критически оценивают воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников занимают деловые качества, навыки и умения, что необходимо для обеспечения успешности совместной деятельности, и нравственные качества. В 4-5 лет диапазон моральных проявлений невелик. Они ассоциируются с понятием «хороший» («не бить никого», «слушаться маму, воспитателя»). В 5-7 летдетивыделяют такие качества, как трудолюбие, аккуратность, умение дружить, играть, справедливость и др.

В дошкольном возрасте оценка и самооценка носит эмоциональный характер. Дело в том, что переживания, захватывающие ребёнка и подталкивающие его на неправильные поступки, часто заслоняют от него действительный смысл совершённого и не дают возможности беспристрастно оценить себя. Дети легко оценивают себя положительно. Отрицательная самооценка лишь у незначительной части детей 7 лет. Причиной этого является трудность ребенка отделить свои умения от собственной личности в целом, трудно признать, что он хуже сверстников, дошкольник стремятся показать своё превосходство, т.е. самоутвердиться. Дети часто рассказывают о вымышленных достижениях, т.к. стремятся к положительной оценке.

Вначале самооценка возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, т.к. можно сравнить результат.

В 3-4 годасамооценка завышенная, т.к. дети мало знают о своих личностных качествах и познавательных возможностях, чисто эмоциональная («Я хороший»). До 5 лет переоценивают свои умения. В 5 лет более адекватна, но в основном высокая. В 6-7 лет – адекватная, т.к.дети уже хорошо знают свои физические возможности, оценивают их правильно, знают свои личностные качества и умственные возможности.

В 4-5 лет дети связывают самооценку с оценкой окружающих, но к 5-7 годам обосновывают с позиций наличия каких-либо нравственных качеств. Редко хвалят себя, но возрастает число обоснованных оценок. Но даже к 7 годам не всегда могут мотивировать самооценку.

К 7 годамсамооценка из общей становится дифференцированной и ребёнок начинает по-разному оценивать себя в разных видах деятельности. Самооценка в одном виде деятельности может заметно отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, ребёнок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, а в овладении пением – недооценивать и т.д.

Правильность детской самооценки в значительной мере определяется: спецификой деятельности; наглядностью её результатов, знанием своих умений и опытом их оценки степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребёнка в той или иной области. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить своё положение в системе личных отношений.

Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными для динамической самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с чёткой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребёнка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), связанных с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для ребёнка приобретает интерес к самому процессу деятельности.

Точность и объективность оценки и самооценки дошкольника растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта.

Установлено, что статус, положение ребёнка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку – «популярные, эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.

На 7-м году жизни намечается дифференциация самосознания: познание себя и отношение к себе.

В 4 годаотношение ребенка к себе в основном более связано с моральным поведением и с эстетической привлекательностью («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, но это ещё не распространяется на нравственный облик. В 5-7 летдети хотя и удовлетворены собой, но есть стремление изменить что-то в себе, стать другим.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Собственное поведение объясняют с опорой на знания и представления, полученные от взрослых и собственного опыта. При объяснении поступков других людей дошкольники часто исходят из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции в отношении окружающего. Постепенно дети начинают осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное отношение. Старших дошкольников начинают интересовать и психические процессы, происходящие в нём.

Таким образом, ребёнок начинает осознавать не только внешнюю сторону поступков и достижений, но и внутренние состояния и процессы.

В дошкольном возрасте формируются начатки рефлексии – способности представить себя глазами других. Под влиянием развивающейся рефлексии дошкольник может предугадать возможную реакцию взрослого на тот или иной его поступок и поведение в целом и использовать это знание в своих целях: с одним взрослым он послушен и приветлив, с другими позволяет себе капризы и упрямство.

Рефлексия развита неодинаково в разных областях, но она позволяет ребёнку ориентироваться в возможном отношении к нему со стороны окружающих, формировать соответствующие установки и самооценку, что имеет важное значение для всего развития личности в целом.

Таким образом, к концу дошкольного возраста самооценка детей становится всё более объективной, критичной, самостоятельной, рефлексивной, аргументированной.

Осознание себя во времени («Я-динамическое»). Формирование самооценки и притязаний тесно связано с новым осязанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируется индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением.

Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребёнку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольник осознаёт себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будущее позволяет создать «жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и стану большим» с системой положительных и самых невероятных ожиданий: ребёнок одновременно и последовательно хочет быть космонавтом и дворником, певцом и врачом, диктором телевидения и автогонщиком и т.д. ребёнок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, выпасти, чтобы приобрести определённые преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представления себя во времени, открытие для себя своих переживаний – всё это составляет начальную форму осознания ребёнком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребёнок понимает, что он ещё не большой, а маленький).

Осознание себя во времени имеет и другую сторону: ребёнок начинает интересоваться началом и концом собственной жизни. Первое проявляет себя в вопросах, откуда я взялся, почему у него двое родителей, интересоваться ролью отца в своём появлении на свет, интересоваться маленькими детьми. Второе даёт целый спектр разнообразнейших детских страхов (огня, воды, пожара, землетрясения и т.д.), связанных с концом жизни. В свою очередь, страхи, обусловленные страхом смерти, порождают много вариантов детских «обереговых» ритуалов (не наступать на трещины в асфальте или канализационные люки, сжимать кулак при встрече с определённым лицом, использоваться нитки на запястьях и крестики на шеи и т.д.) и своеобразных игр-«страшилок» (про чёрный плащ, кровавую руку, таинственную дверь и т.д.), примет, историй, предубеждений и т.д.

Формирование «Я-концепции» и самооценки дошкольника. Основным фактором, влияющим на становление активности, развития самосознания и уверенности в себе, в дошкольном возрасте выступает общение со взрослыми. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребёнка оценочной деятельности, когда выражает своё отношение к окружающему и оценочный подход; организует деятельность ребёнка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы её решения и оценивания исполненное; представляет образцы деятельности и тем самым даёт ребёнку критерии правильности её выполнения; организует совместно со сверстниками деятельность, которая помогает ребёнку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

Влияние оценочных воздействий взрослого на становление самостоятельности: заботливость и внимание; обращение по имени; похвала действий ребёнка (запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действия); предоставление возможности проявить инициативу и поддерживать её.

У детей дошкольного возраста возникает новое социальное образование – притязание на признание, которое проявляется в стремление соответствовать требованиям взрослых; быть признанным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: