Ошибочные позиции взрослых

1. Невнимательность к достижениям ребёнка (т.к. они кажутся незначительными, несущественными) и ребёнок начинает добиваться любой, даже отрицательной оценки с помощью лжи, хвастовства; проявления раздражительности; капризности; строптивости. Теперь он не ждёт от взрослого поддержки в своих неудачах, а объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого, т.е. хочет утвердиться любым путём.

2. Безнадзорность, безразличие. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребёнка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, непослушание, строптивость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств). Даже трехлетний ребёнок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

3. Нетактичность поведения - взрослый прерывает деятельность ребёнка, разрушает его планы и реализацию проекта, возникает протест, в результате чего не формируется такое важное личностное качество как доводить начатое дело до конца, снижается ценность и смысл дела, подчеркивается его несерьёзность и необязательность.

При ошибочных воздействиях у детей 1-3 лет возникают следующие формы несамостоятельности:

- инфантилизм - задержка развития, сохранение черт физического или психического облика, свойственного более раннему возрасту. Основными причинами являются: подавление взрослым инициативы; избыток оценки; вмешательство в дела ребенка;

- синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным вниманием к делам и действиям ребёнка. Ребёнок создаёт видимость самостоятельности, но действия остаются скудными и однообразными.

Критерии самостоятельности являются: инициатива; элементарное планирование; длительная увлечённость одним делом; стремление получить не любой, а задуманный результат. Ребёнок ждёт от взрослого конкретной, адекватной оценки. Оценка говорит ребёнку о правильности его действий; его заметили; относятся внимательно.

Отрицательные оценки вызывают у ребёнка отрицательные эмоции, не побуждают к исправлению, предпринять что-то и добиваться положительного результата, что в свою очередь приводит к торможению активности ребенка.

Выделяют следующие типы оценивающих взрослых:

1. «Строгие взрослые» уделяют пристальное внимание к поступкам детей, их неумению, незнанию, неудачам; не отмечают положительной стороны поведения и деятельности, воспринимают их как должное; дети постоянно получают отрицательные оценки, что способствует формированию низкой самооценки; снижается активность, любознательность (боязнь промаха); угнетается инициативность и самостоятельность; постоянная напряжённость.

2. «Восторженные родители» - поощряют преимущественно успехи, положительные стороны; подчёркивают даже незначительные достижения. Дети становятся малоустойчивыми к отрицательной оценке; некритичны к себе; неудовлетворённость своим поведением в группе сверстников или посторонних взрослых; обман для получения положительного отношения.

3. «Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки; мало обращают внимания на успехи и неудачи. У детей наблюдается отсутствие твердых ориентиров в деятельности и поведении; недисциплинированность.

4. «Справедливые взрослые» - замечают и успехи и неудачи; соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается; уверены в себе; благоприятные условия для развития адекватной самооценки

Таким образом, оценки взрослых могут как побуждать к действию, так и тормозить или не допускают какого-либо действия.

На формирование личности большой вред приносят: злоупотребление повышенным тоном; жёсткие безусловные требования и оценки; постоянное напоминание, что ведет к развитию пассивности, слепому послушанию, снижению самостоятельности и инициативности; предвосхищающие отрицательные оценки, которые дают пессимистический прогноз, уверенность в том, что ребёнок не способен проявлять положительные качества.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания.

Дети с точными (адекватными) представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чему большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе; часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Детей с завышенными представлениями о себе в семье считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают; родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включён ребёнок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Подмечено, что дети, выделяющие своё Я через деятельность, завышают самооценки; у детей, выделяющих своё Я через сферу отношений, самооценка чаще занижена; дети, имеющие разный статус, положение в группе, по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети могут переоценивать себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: