Формы воображения

Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции); эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Однако многие мечты, самые невероятные, со временем становятся реальностью, иначе и быть не может, без этого остановилась бы жизнь. Привычные для нас бумага, автомобиль, самолет, авторучка, компьютер когда-то были только мечтой. Чем длиннее история изобретения, тем больше изменений оно претерпевает, тем больше мечтаний человека в нем заключено.

Мечта бывает реальной и нереальной – оторванные от действительности, пустые. Бесплодные мечты называют маниловщиной.

Грезы – преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать о чем будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованиям, или студент, идущий на экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития. Так, учащийся, не готовящийся к занятиям и получая низкие баллы, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни. Грезы не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Если в сознание народа вдалбливается мысль о его превосходстве над другими народами и мировом господстве (фашизм), или о построении общества всеобщего равенства и всеобщего благоденствия, или о «преобразовании» природы (осушение болот, создание искусственных морей, поворот рек), то катастрофа, политическая, национальная, социальная и экологическая, неминуема.

Сновидения. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, полудремотном состоянии может происходить то же самое. И.М. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Характерными для сновидений являются: чувственная достоверность; невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов; явная связь с насущными потребностями человека.

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком.

Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинация, при которых человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации. Выделяют следующие виды галлюцинаций:

- зрительные переживаются либо как примитивные, лишенные конкретной формы объекты, в виде пятен, контуров предметов, дыма, вспышек, либо в виде сложных видений (лица, фигуры людей, животные, ландшафты, естественной или меняющейся окраской, неподвижными или динамическими);

- слуховые – в форме примитивных образов (стук, шум, гудки, звонки, гул толпы), либо в форме вербальных галлюцинаций (голосов). Содержание вербальных галлюцинаций может быть нейтральным, безразличным, но может касаться и в сильной степени волнующих человека тем. Голоса могут обращаться к нему с вопросами, могут что-то сообщать, объяснять, оскорблять, угождать, пугать. Слуховые галлюцинации могут носить и комментирующий характер, они следуют за действиями субъекта, как бы объясняют его поступки, намерения;

- тактильные – человек чувствует на коже или под кожей наличие насекомых, различных живых существ, их передвижение, прикосновение и т.п.;

- висцеральные (соматические) – перцептивное пространство заполняется предметами, живыми существами, находящимися во внутренних органах. Человек переживает их передвижение, прикосновение, царапанье в желудке, в пищеводе, в груди, в горле.

Фантазия - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.

Фантазии возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред). Согласно взглядам Зигмунда Фрейда (1856-1939), фантазия - так называемые сны наяву - это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством которой человек с помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно - путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии, как формы удовлетворения, существует и путь от фантазии к реальности, примером которому служит искусство.

Способы создания новых образов. Создание образов воображения проходит два основных этапа.

1. Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация – «склеивание» различных, не встречающихся и не соединяемых в повседневной жизни качеств, т е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, сфинксы (голова женщины, туловище и лапы с огромными когтями льва, громадные крылья), драконы, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой), избушка на курьих ножках, кентавр: туловище быка, шея и голова — верхняя часть человечес­кого тела; русалка: волосы – водоросли, туловище и голова женщины, хвост - рыбы). Изображая жителей Марса, писатель-фантаст Герберт Уэллс придал им «черты» земных обитателей, используя в описании всем знакомые предметы. Так голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин оказался похожим на огромного спрута. Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве (автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке).

Увеличение (гипербола) или уменьшение (литота) объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи, художественные произведения. С детства в нашу жизнь входят и навсегда остаются с нами как нечто свое, родное, неразрывно связанное с представлениями о Родине картины В.М. Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря» и как форма воображения гиперболизация «Иван-царевич на сером волке».

Гипербола и литота, как и агглютинация могут осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Мальчик - с - пальчик, «Белоснежка и семь гномов», девочка-дюймовочка. Этот прием широко ис­пользован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего».

Гипербола и литота широко используются в поэзии и прозе (у Некрасова – «мужичок с ноготок», у Гоголя – «редкая птица долетит до середины Днепра» и т.д.). Гиперболе и литоте построены образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».

Гиперболизация может достигаться также изменением количества частей предмета (многорукий Будда, одноглазый циклоп, дракон с семью головами).

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства, т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Это любой схематический рисунок. Схематизация проявляется в национальных орнаментах и узорах вышивки, резьбы, росписи. По орнаменту, украшающему какую-нибудь вещь: прялку, вазу, чашу, горшок, книгу, икону и т.д., можно определить стану, где она создана и даже время ее создания.

В древнеегипетском орнаменте мы видим цветы лотоса, папирус, в древнегреческом – ломанные под прямым углом линии и элементы растительного и животного мира, в русском – вязь (искусное соединение букв), фантастических животных и птиц, фигурки людей.

Схематизация может иметь место при различных условиях:

1. Она может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, среди них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

2. Причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

3. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Типизация. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Художники, писа­тели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное, выделяя существенное повторение свойств, качеств, явлений в единичном.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, самых важных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Классическим примером является шарж, карикатура. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

Основой создания любых образов фантазии яв­ляется синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космиче­ский корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Выделяют следующие этапы творческого процесса:

1-й этап. Зарождение идеи.

2-й этап. Концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап. Сознательная и бессознательная работа над материа­лом, озарения.

4-й этап. Проверка и доработка.

Различают следующие виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное; отдельно выделяется изобретатель­ность.

Вдохновение — творческий подъем. В состоянии вдохновения человек может найти решение пробле­мы, над которой работал длительное время. Для него характерны эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания напряжения

Состояние вдохновения непродолжительно (от нескольких часов до нескольких дней), но это результат постоянной напряженной ра­боты. Оно не приходит в безделии. По словам И. Е. Репина, вдохно­вение-"награда за каторжный труд".

Индивидуальные особенности воображения определяются: степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение; характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения; в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: