Элективные учебные предметы Учебные практики Проекты Исследовательская деятельность |
Учебный план физико-математических классов УлГУ при школе №40 г. Ульяновска 1989 - 2003 гг.:
Образовательная область | Образовательные компоненты | Количество часов в неделю по классам | |||||||
10 В (физич.) | 10 Г (матем.) | 11 В (физич.) | 11 Г (матем.) | ||||||
Филология | Русский язык | ||||||||
Литература | |||||||||
Ин. язык | плановые часы | ||||||||
факультатив | |||||||||
Математика | Алгебра и начала анализа | ||||||||
Геометрия | |||||||||
Практикум по решению конкурсных задач (факультатив) | |||||||||
Информатика | Информатика | плановые. часы | |||||||
факультатив | |||||||||
Естествознание | Физика | Лекции | |||||||
Практика | |||||||||
Практикум по решению конкурсных задач (факультатив) | |||||||||
Лаб. практикум | |||||||||
Химия | |||||||||
Астрономия Космология (факультатив) | 1(1 п/г) | 1(1 п/г) | |||||||
Биология | |||||||||
География | |||||||||
Обществознание | История | ||||||||
Обществоведение | |||||||||
Физическая культура | Физкультура | ||||||||
О Б Ж | О Б Ж | ||||||||
Технология | |||||||||
Максимальный объём учебной аудиторной нагрузки учащихся | 43/42 | 43/42 | |||||||
Дополнительные индивидуальные занятия по информатике в компьютерном центре. | 2-4 | 2-4 | 2-4 | 2-4 | |||||
Таблица 1
|
|
Примечание: факультативы во второй половине дня с обязательным посещением.
Естествознание может не изучаться в случаях (Сб. норм. док., 2004, с.60):
- три учебных предмета естественнонаучного цикла (Физика, Химия и Биология) изучаются на базовом уровне;
- один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне;
- все три учебных предмета изучаются на профильном уровне.
Федеральный компонент БУПа для общеобразовательных 10-11 классов предусматривает 4 часа физики. При этом астрономия исключена как предмет из программы и плана.
Таблица 2
Изменение числа часов в неделю физики, астрономии и математики
общеобразовательного уровня с 1959 по 2008 гг.
Годы | 1959/ | 1966/ | 1975/ | 1976/ | 1980/ | 1985/ | 1993/ | 2007/ | ||
Физика (10 кл. +11 кл.) + астрономия 1 час (в 11 кл.),число часов в неделю | 5+5+1 | 5+5+1 | 4+5+1 | 5+5 | 9,5 4+4,5 +1 | 9,5 4+4,5 +1 | 4+4 | 2+2 | ||
Математика (10 кл. + 11 кл.) число часов в неделю | 6+6 | 5+5 | 5+6 | 5+5 | 9,5 5 + 4,5 | 4,5 + 4,5 | 5 +5 | 5+5 | ||
И могут ли школьные учителя общеобразовательных классов обеспечить должный уровень подготовки по физике?
|
|
Результатом сокращения числа часов на физику явилось качественное увеличение нагрузки учителя физики. Школьный учитель, работающий на одну целую ставку, в 60-е годы имел три 11-х класса с общим количеством 75 учащихся и одну подготовку. Если каждому ученику выставлять за полугодие 8-10 оценок, нетрудно подсчитать, что всего за полугодие получается 600-700 оценок. Проведённый опрос школьных учителей физики г. Ульяновска (гимназий №79, №3, школы №40 и др.) относительно условий труда и режима работы показал, что рядовой учитель физики, работая на 1 ставку за полугодие, выставляет от 2300 до 3500 оценок, имея 7-8 классов с общим количеством 200-240 учеников, 5-6 подготовок в неделю. Надо, учесть, что за проверку тетрадей учителю физики оплата не полагается, за классное руководство учитель получал до 2006 года мизерную надбавку. Поэтому многие учителя вынуждены работать на 1,5-2 ставки.
Работая в таких условиях, школьные учителя не могут обеспечить высокий уровень физко-математической подготовки учащихся без привлечения кадрового потенциала вуза. Кроме того, школьный учитель не может обеспечить руководство исследовательской работой учащихся в силу того, что сам не задействован в сфере научной деятельности.
Таким образом:
-Организация обучения физике в средней школе определяется
принципами государственной политики в области образования и отбора содержания курса физики, целями обучения физике.
- Содержание предмета физики на всех уровнях образования, структура курса физики средней школы изложены в образовательных стандартах и базисном учебном плане - основных документах, регламентирующих учебный процесс.
- Индивидуализация обучения является стратегией образовательной политики государства, формой её реализации - дифференциации обучения. Последняя достигается п рофилизацией обучения.