А теперь посмотрим, какие закономерности МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА позволяет показать данный пример. Для этого разберем его, глядя на схему (1).
Сам МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ происходит под действием ПОТРЕБНОСТИ, под действием необходимости совершать какое-то ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОЕ ДЕЙСТВИЕ. В нашем примере – это потребность в счете.
Верхняя ломаная линия, ее высота, обозначает степень сложности и трудности, величину затрат, необходимый уровень абстрактно-логического мышления и т.д. для удовлетворения ПОТРЕБНОСТИ, для выполнения ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ДЕЙСТВИЯ, связанного со счетом.
Линия имеет ряд характерных участков.
ПЕРВЫЙ.
На этом участке, на этом этапе развития, общественная ПОТРЕБНОСТЬ удовлетворяется. Каким-то особым тормозом удовлетворению потребности сама система еще не стала. В нашем примере с римскими цифрами, пусть хоть и через 15 лет, но отобранные ученики приобретали способность к счету, и таких обучившихся хватало на все ПОТРЕБНОСТИ тогдашнего общества в счете. То есть, они успевали просчитать все, что было нужно для общества того времени.
|
|
ВТОРОЙ участок.
Трудности для общества нарастают. Постепенно приходит осознание (часто интуитивное), что все тормозит старая система удовлетворения потребности. Конечно же, такое понимание возникает у наиболее подготовленных к его восприятию людей. У остальной же части общества в это время может возникнуть глухое раздражение, недовольство. В самом обществе на этом фоне начинает формироваться "инстинкт поиска".
ТРЕТИЙ участок.
Появляются предложения по удовлетворению старой ПОТРЕБНОСТИ новыми способами. В это время обычно быстро множатся новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА и также быстро умирают, давая жизнь новым, которые, в свою очередь, уступают место еще более новым и совершенным. Обратите внимание, что третий участок имеет вид почти вертикальной линии, так стремительно на этом этапе идет развитие и внедрение новой системы, ее совершенствование прямо по ходу внедрения.
Самый нижний конец этой линии мы отметим тонкой вертикальной линией и назовем ее ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА. Потому что в этой точке, в основном, прекращается рождение и смерть новых ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ. Какие-то самые удачные остаются жить, удовлетворяя старую ПОТРЕБНОСТЬ на принципиально новом уровне. Из них и складывается новая система ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, а значит, и ДЕЙСТВИЙ по удовлетворению потребности.
ЧЕТВЕРТЫЙ участок.
За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА начинается четвертый участок, где уже сложилась новая система, в которой, благодаря новой системе ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, трудное стало простым, сложное – доступным. Попробуй, овладей римской системой исчисления! Кто будет кормить и одевать тебя, пока ты учишься? А вот арабской системой можно овладеть даже как бы "между делом" вечерами, в перерывах работы и т.д.
|
|
За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА в обязательном порядке приживаются новые обитатели ТОНКОГО МИРА, в виде новых ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, которые связываются между собой в единое полезное целое. В нашем примере это новые ЦИФРЫ 1,2,...9,0 и новые очень простые ПРАВИЛА арифметических действий.
Кроме простоты и доступности, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СДВИГ дает принципиально новые возможности. Новая простота позволяет решать такие задачи, которые невозможно было решать раньше. Например, с введением той же системы арабских цифр, сильнейшим образом двинулась вперед теория чисел. Следом начали интенсивно развиваться и другие области человеческой деятельности, связанные с вычислениями, например, астрономия, а значит и навигация. Это дало толчок торговле и связанному с ней развитию промышленности. Число пришло на помощь к строителям и ремесленникам, к политикам и простолюдинам. Это происходит по той причине, что новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА для освоения требуют меньшего количества ступеней обобщения, потому и доступны большему количеству людей, а освободившиеся верхние ступени мозг может использовать для новых, более мощных абстрактно-логических построений, опираясь на новые ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА.
За ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА резко падает влияние старых авторитетов и догм. Отсюда еще одно СЛЕДСТВИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА – это борьба старых и новых идей. Непростая вещь! Нужно помнить, что как у старых, так и у новых идей и ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ, есть свои носители, живые люди. И эти конкретные живые люди, владеющие мастерством применения идей на практике, в жизни, естественно, выигрывают или проигрывают в зависимости от того, на каких (здесь можно даже сказать на чьих) идеях начинает базироваться деятельность всего общества.
В случае МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА все общество в целом обязательно выигрывает, но те, кто имел особое положение и даже привилегии при старой системе ПОНЯТИЙ и ПРАВИЛ, при новой, как правило, в чем-то проигрывают, или морально, или материально, или даже так и так вместе. Например, чтобы знать, что 2х2=4, а 25х25=625, никакой авторитет не нужен. А ведь вполне возможно, что во времена господства римской системы исчисления, это было трудностью. И лучшие, добавим, честные вычислители и авторитет имели высокий, и гонорары тоже.
Ведь большинство населения не владело искусством вычислений и вынуждено были обращаться со своими задачами к профессиональным вычислителям. Население также не могло проверить, точны или нет их расчеты, оставалось только верить или не верить авторитетам. А ведь с точностью вычислений были связаны очень жизненные вещи, например, величины налоговых выплат, процентных платежей по займам у ростовщика... И, конечно, можно предположить, что авторитет вычислителей был высоким.
А теперь войдите в их положение, когда новая, доступная буквально всем система арабских цифр начала свое шествие.
Само собой разумеется, что старые авторитеты не сдают своих позиций без сопротивления! Но в конечном итоге в такой борьбе побеждают новые идеи. И происходит это не потому, что "старые" авторитеты "понимают" и обращаются в "новую веру". На такое способны, видимо, лишь очень немногие. Часто даже гении в таких условиях пасуют и защищают устаревшие ПОНЯТИЯ и ПРАВИЛА.
Новая система побеждает тем, что в силу выгод и удобств, своей простоты и наглядности, меньших требований к уровням обобщения и уровню абстрактно-логического мышления становится доступной всем. Люди в силу этих причин овладевают ею в обход авторитетов, не прибегая к их помощи, и вопрос об авторитетах отпадает сам собой.
|
|
Строго говоря, все решает практика. В такой борьбе (ее полностью не избежать!) новая система, лежащая за ГРАНЬЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СДВИГА, проверяется, уточняется и закрепляется в общественном сознании. Навсегда? Нет, конечно! Та же потребность в счете, что вызвала к жизни арабскую систему исчисления, создала и двоичную, благодаря которой мы имеем ЭВМ. А в процессе их совершенствования возникли и другие системы. Процесс бесконечен. Важно, чтобы были условия для его продолжения.