Предмет, задачи и функции экт

(2 часа)

Эпоха «холодной войны». «Холодная война» началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Про­тивостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж — начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже — межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи со­провождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. — создан блок НАТО.

1951 г. — образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

1954 г. — создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

1955 г. — заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. — образована Организация Варшавского договора.

СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

1946—1954 гг. — война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

1950—1953 гг. — корейская война.

1964—1973 гг. — участие США во вьетнамской войне.

За мир и безопасность. Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

2) Уважение территориальной целостности всех стран.

3) Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
10) Уважение справедливости и международных обязательств.

В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения. В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах — атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряженности. Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, — в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972—1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973—1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств — участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

Перемены 80—90-х гг. На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали програм­мой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985—1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х — начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.


Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Количество часов Уровень усвоения
       
Раздел 1. Древнейшая и древняя история     1,2
Тема1.1. Первобыт-й мир и зарож-е цив-й   Источники сведений о первобытности. Варианты периодизации древнейшей истории. Теории происхождения человека. Родовая община. Семья. Отношения господства и подчинения в первобытном обществе. Присваивающее и производящее хоз-во. Неолитическая революция. Очаги первобытного общества на территории нашей страны. Переход от первобытности к цивилизации. Письменность. Обмен. Ремесло. Городское поселение. Предгосударственная власть. Происхождение государства. Земледельческие и скотоводческие цивилизации. Традиционное общество. Аграрное производство. Социальные отношения. Личность, община и государство. Религия в традиционном обществе.   1,2
Тема1.2.Цивил-и Древ. Востока Цивилизации Древнего востока и античного мира. Общинное, государственное, рыночное хоз-во. Города – экономические, политические и культурные центры. Социальные группы и сословия в древних обществах. Статус личности. Рабство. Государство, общество, личность в странах Древнего Востока и античного мира. Власть общественная и государственная. Картина мира древних людей. Языческие верования. Мифология Древнего Востока и античного мира.   1,2
Тема1.3. Вост-е славяне в древности Религиозные учения. Монотеизм. Христианство и кризис античного мировоззрения.   1,2
Тема1.4.Древнегр-я цивил-я Культурное наследие древних цивилизаций. Памятники материальной и духовной культуры. Эпосы. Письменность. Литература. Зодчество, скульптура.   1,2
Тема1.5. Цив-я Древ. Рима Древние империи: восточные деспотии, держава Александра Македонского, Римская империя.   1,2
Практическое занятие -  
Самостоятельная работа обучающихся: «Восточные славяне в древности»  
Раздел 2.     1,2
Тема 2.1.Зап. Европа в Средние века Кризис античной цивилизации. Варвары и Рим. Великое переселение народов. Германские и славянские племена в Европе. Распад и синтез общественных порядков в европейском обществе. Преемственность и новые черты в общественном развитии. Становление христианской цивилизации. Западная Европа, Византия, Русь. Церковь и государственная власть. Политическое развитие Западной Европы и Византии. Феодальная раздробленность и имперское единство. Социальная структура западноевропейского средневекового общества. Сословия. Социальная иерархия. Становление сословного представительства в Западной Европе. Возникновение и распространение ислама. Арабские завоевания. Образование Халифата. Араба и христианская Европа. Крестовые походы.   1,2
Тема 2.2.Станов-е и разв-е Киев. Руси Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Взаимодействие славян и степных кочевников. Норманны, финны и славяне. Версии происхождения государственности на Руси. Древняя Русь и Византия. Распространение христианства на Руси. Развитие городов. Ремесло и торговля. Древнерусская культура. Политическая раздробленность. Политический строй. Общественная жизнь. Русь и Запад. Держава Чингисхана и монгольские завоевания. Батыево нашествие на Русь. Русь и монголы после образования Золотой Орды. Борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московская Русь при Иване III и Василии III. Формирование территории единого государства. Обретение независимости от Орды. Централизация власти. Россия и Западная Европа на пороге нового времени. Кризис традиционного общества и пути выхода из него.   1,2
Тема 2.3.История стран Востока в Сред. Века Индийская община и государственная власть. Религии Индии. Кастовый строй. Китай: конфуцианская идеология и общественная жизнь. Средневековая Япония.   1,2
Практическое занятие -  
Самостоятельная работа обучающихся: «Становление и развитие Киевской Руси»  
Раздел 3.     1,2
Тема 3.1.Страны Европы в XVI-XVIII вв. Реформация и контрреформация в Европе. Абсолютизм, его социальные и политические функции. Кризис феодализма. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Развитие товарно-денежных отношений. Модернизация. Европейские революции XVI - XVIII вв.Образование национальных государств в Европе. Развитие культуры в новое время. Секуляризация культуры.   1,2
Тема 3.2.Россия в XVI-XVII вв. Сословно-представительная монархия. Становление самодержавия. Внешняя экспансия. Начало формирования многонационального государства. Кризис конца XVI - начала XVII вв. Смута.   1,2
Тема 3.3.Россия в XVII-XVIIIвв. Развитие страны в XVII в. Увеличивается разрыв между расширявшейся территорией и количеством людей, её населяющих. Продолжался процесс колонизации земель. Ведущей отраслью продолжало оставаться сельское хозяйство. Развитие мануфактур. Крепостное хозяйство стало тормозить развитие экономики. В XVIII в. Россия встала на путь модернизации. Предпосылки петровских реформ. Цели и задачи реформ. Реформы носили спорадический характер. Стимулом была победа в Северной войне. Военная реформа. Реформа государственного аппарата. Реформа церковного управления. Создание российской империи. Особенности российского абсолютизма. Реформы промышленного производства. Преобразования в культурной сфере. Оценка петровских реформ в исторической литературе. Мануфактурно-промышленное производство. Развитие мелкотоварного производства. Понятие мануфактура. Первые казенные мануфактуры. Первые мануфактуры на Урале. Приписные крестьяне. Помощь государства владельцам предприятий. Складывание 2 новых промышленных районов. Возникли новые отрасли производства. Шёл процесс «одворянивание» русской буржуазии. Отставание России от Запада. Влияние крепостного права. Век Екатерины II. Её царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма. Дискуссия в современной исторической литературе о рамках периода просвещенного абсолютизма. Это явление общеевропейское. Цель периода -провести либеральные реформы. Начала с укрепления собственной власти. Создала Уложенную комиссию. Отношение к гражданским правам Екатерины II. Просвещение породило веру людей во всемогущество законов. Секуляризация церковных земель. Реформы Екатерины II в области экономики, управления, территориально-административного деления, образования. Создание «Вольного экономического общества». Создание непременного Совета.   1,2
Тема 3.4Страны Востока в XVI-XVIII вв. Мир империй. Государство и общество в странах Востока. Колониальная экспансия европейцев.   1,2
Тема 3.5.Страны Европы и Сев. Америки в XIX в. Промышленный переворот XIX в. в странах Европы и Северной Америки; его экономические и социальные последствия. Завершение колониального раздела мира. Империализм. Политическое развитие стран западного мира. Утверждение конституционных порядков, развитие парламентаризма. Становление гражданского общества. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений. Политический радикализм. Социальные движения. Реформы и революции в Европе XIX в. Культура XIX в. Наука и образование. Демократизация культуры.   1,2
Тема 3.6.Междунар-е отношения в Новое время Европейские войны XVII - XIX вв. колониальный раздел мира. Внешнеполитические союзы и дипломатия в конце XIX в. внешняя политика России на Западе и Востоке.   1,2
  Практическое занятие -  
Самостоятельная работа обучающихся:
  1. «Страны Европы и Северной Америки в XIX в.»
  2. «Страны Европы в XVI-XVIII вв»
   
Раздел 4.     1,2
Тема 4.1.Мир в 1900-1914 гг. Периодизация истории XX в. карта XX в.: от мира империй к сообществу независимых государств. Россия, СССР на карте мира. Научно-технический прогресс в начале XX в. центры и периферия индустриального мира. Кризис индустриального общества. Социальные движения в начале XX в. реформы и революции начала XX в. Как пути разрешения социальных противоречий.   1,2
Тема 4.2.Россия в нач. ХХ в. Географическое положение: занимает всю восточную часть Европы и северную часть Азии. Особенности климата и основных занятий населения. Моря слабо влияют на внутренние пространства. Особенности геологического строения. Основная масса населения сосредоточена в европейской части России. Продолжаются миграционные процессы. 57% составляли нерусские народы. Остро стоял польский вопрос. В 1893 г. начался промышленный подъем и шёл очень активно. Но Россия продолжала оставаться аграрной страной. Три вида партий: монархические, либеральные, революционные. Монархические - в основе теория официальной народности Уварова С. Представители - Ключевский В.О., Победоносцев М. С нарастанием революционной ситуации, больше склонялись к реакционным методам. Основной социальный слой: помещики, крестьяне, интеллигенция. Не было единым. Либеральные - входили люди, которые высказывались за введение в стране политических свобод и представительного органа при царе. Были сторонниками эволюционного развития России. Делилось на несколько направлений В 1899 г. создали кружок, а в 1905 г. - партии. Революционный лагерь представлен социал-демократическими партиями (большевики, меньшевики, эсеры). В 1903 г. большевики принимают свою Программу минимум и максимум. Поддерживали их рабочие, крестьяне, интеллигенция. Выступали за революционную смену политического строя. Издавали свои газеты. Находились в оппозиции правительству.   1,2
Тема 4.3.Перв. мировая война Понятие «мировая война». Количество участников и территория. Планы воюющих сторон - война со все сторон захватническая. Причины войны - рост капитализма и вхождение его в стадию империализма. Противоречия в мире. Балканы - «пороховой погреб Европы». Состояние России накануне войны. Ход военных действий: 1914- 1915- 1916- 1917- 1918 г. Усиление в России социальных потрясений и недовольств. Война принесла огромные бедствия все народам и государствам. В России вновь сложилась революционная ситуация.   1,2
Тема 4.4.Россия в 1917г. Влияние войны на положение в России, февральская революция и альтернативы развития страны. Кризисы власти. Феномен большевизма. Октябрь 1917 г. в оценках историков и современников.   1,2
Тема 4.5.Страны Зап. Европы и США в 1918-1939 гг. Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Путь компромиссов и реформ в странах Западной Европы и США. Фашизм и национал-социализм: идеология и политическая практика. Авторитарные режимы в странах Центральной и Восточной Европы.   1,2
Тема 4.6.СССР в 1918-1941 гг. Понятия гражданской войны, интервенции. Вспышки гражданской войны отмечались осенью 1917 г. Периодизация гражданской войны в России. События гражданской войны в 1918 г., 1919 г., 1920 г., до 1922 г. Предлоги для вступления в страну интервентов. Сложности ведения гражданской войны. Создание Красной Армии. Отделение Дальневосточной Советской Республики. Причины победы красных и поражения белых. Главная задача внутренней политики - восстановление разрушенного хозяйства, создание материально-технической и социокультурной основы для построение социализма. Политика «Военного коммунизма». Восстание в Кроншдтате в феврале 1921 г. На X съезде партии большевиков принимается решение перехода экономики к НЭПу. Шаги и результаты НЭПА. Политические цели НЭПа - снять социальную напряженность и преодолеть международную изоляцию. Началось с замены продразверстки продналогом. В результате по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Однако социальная политика имела ярко выраженный классовый характер. К середине 1920-х годов НЭП выполнил поставленную задачу и был свернут. Достижения и противоречия советской культуры.   1,2
Тема 4.7.Страны Азии в 1918-1939 гг. Революция и реформы в Турции. Освободительные движения в Китае, Индии.   1,2
Тема 4.8.Втор. мировая война. Великая Отеч-я война СССР Причины II мировой войны. Понятие мировая война. Цели и задачи стран - участниц II мировой войны. Роль мирового экономического кризиса. Подготовка к войне Германии и СССР. Германия предложила Польше выступить против СССР. Польша отказалась. Началась II мировая война. Борьба СССР за коллективную безопасность в Европе. Секретные протоколы с Германией, Пакт о ненападении. Война с Финляндией. СССР -укрепление геополитического положения. Помощь Германии в подготовке к войне. Сателлиты Германии. Первые сражения и неудачи СССР в 1941 г. Понятие отечественной войны. Периодизация. Причины неудач в начальный период. План «Барбаросса», план «Ост». Битва за Москву. Военная доктрина Сталина И.В. Вся страна переведена на военные рельсы. Помощь тыла. Государственное управление в период войны. Сталинградская битва. Коренной перелом в войне. Партизанское движение. Складывание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе. Конференции. Распад гитлеровского блока. Освобождение Европы. Война с Японией. Итоги и значение войны.   1,2
  Практическое занятие -  
Самостоятельная работа обучающихся: «Первая мировая война»    
Раздел 5.     1,2
Тема 5.1.Страны Зап. Европы и США в 1950-80-е гг. Ответы на времени. Консерваторы и либералы. Социальное общество. Раскол мира на «западный» и «восточный» блоки. Противостояние, «холодная война».   1,2
Тема 5.2.СССР в 1950-80-е гг. Вступление в полосу НТР. Преобразование производительной силы общества. Обострилась конкуренция в мире. Пленум 1955 г. - поставил новые задачи перед советской наукой, повышение квалификации. Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС. Первые достижение в отечественной науки и в мире. Полет первого человека в космос. Потепление отношений с западными странами. Восстановление законности внутри страны. Реабилитация. Расширение прав Советов, профсоюзных организаций. Но продолжал существовать тоталитаризм. Сложные отношения с интеллигенцией. «Оттепель». Период 60-80-хгодов получил название «застоя». Продолжено внедрения НТР в производство и в жизнь людей. На каждом направлении развития отраслей внедрялись новые технологии. Не все аспекты НТР были учтены. Стала необходимостью ускорение темпов внедрения и развития НТР. Предполагались реформы по совершенствованию производства, но XXIV съезд партии сделал упор на идеологическое развитие. Решения съезда, касающиеся производства оставались директивными. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе. Кризис был смягчен нефтедолларами. Нерешенность продовольственной проблемы. Сложилась диспропорция между ресурсами и их нехваткой. Сохранялась в экономике гигантомания, макроструктура, сверхцентрализация. Положение в стране было противоречивым. Во внешней политике добились военного паритета, но введение войск в Афганистан нарушило положение. Начался новый виток гонки вооружения.   1,2
Тема 5.3.Крушение колон-й сис-мы Выбор освободившимися странами путей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации. Фундаментализм.   1,2
Тема 5.4.Россия в 1990-е гг. В середине 1980-х г. в состав СССР входили 15 республик. Произошло выравнивание по политическим, экономическим и социально-культурным уровням. Непоследовательность национальной политики привела к противоречиям. Экономический кризис их усугубил. Появились народные фронты, которые требовали выход из состава СССР. 1986 г. митинги в г. Алма-Ате. Появились беженцы. Усилились требования за выход из состава СССР со стороны государств Прибалтики. 1989 г. - Декларация о суверенитете Эстонии и выборы президента страны. 1990 г. -суверенитет объявляет РСФСР. Проведение референдума о сохранении СССР. Ново - огаревский договор о подписании нового союзного договора. Усиление раскола в обществе. Август 1991 г. -ГКЧП. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще состоялось совещание руководителей трех стран. 8 декабря 1991 г. -прекращение действия союзного договора 1922 г. Создание СНГ. После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. 21 апреля 1992 г. было изменено название РСФСР в РФ. Не решены взаимодействия между президентом и Верховным Советом, Съездом народных депутатов; не было разграничений полномочий. Началось противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти. Особенно обострился, когда разрабатывался проект Конституции. Страна не довольна продолжающимся кризисом. Уходит в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Его сменил Черномырдин B.C., но напряженность осталась. В апреле 1993 г. по инициативе Съезда Народных депутатов проведен референдум о доверии президенту. Итоги означали победу президента и углубили кризис. Противостояние усилилось осенью 1993 года. Парламент отказался подписывать проект Конституции и Ельцин Б.Н. объявил о его роспуске. На 12 декабря были назначены выбор в новый парламент. В Москву были введены войска. В ходе событий погибло несколько человек. 12 декабря принята новая Конституция. Россия стала демократическим правовым федеративным государством. Глава государства - президент. В составе России 21 субъект. Законодательная власть у Федерального собрания. 31 марта 1992 года был подписан Федеративный Договор. В 1994 году началась Чеченская война. В состав парламента, который выбирали в декабре 1993 года. Россия выступила как правопреемница СССР В январе 1992 г. её признало 131 государство. Приоритет - создание СНГ. В январе 1993 г. принят Устав. Но распад отношений продолжался. Сложность отношений России и Украины. Камень преткновения -принадлежность Крыма. В 1994 г. выведены войска из Прибалтики. Здесь остро стоит проблема русскоязычного настроения. Разорваны отношения со странами Восточной Европы, Азии, Африки. В декабре 1992 год - подписание договора СНВ - 2. В это же время закончилась холодная война победой США подписание Кэмп-Дэвидской декларации. 1994 год вывод войск из Германии. Россия стала участницей «большой семерки». Стала участвовать в Совете Европы. Встала необходимость выработать новую внешнюю политику. Ухудшилась геополитическая ситуация. Россия повернулась лицом к Востоку, так как Европа, игнорируя Россию, стала стремиться к НАТО. В 1995 г. по инициативе России принята программа «Партнерство во имя мира». Запад поддержал реформы в России. МИД возглавил Примаков Е.М. и изменил направление политики, направив её на укрепление сотрудничества со странами СНГ. С 1998 года начинается новый виток отношений с США.   1,2
Тема 5.6.Междунар-е отнош-я во втор. пол. ХХ в. Проблемы отношений «Запад - Восток», «Север - Юг». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологическое движение. Мировое сообщество на пороге XXI в.   1,2
  Практическое занятие -  
  Самостоятельная работа обучающихся: «Россия в 1990-е гг»    
  Всего:   1,2,3
  Внеаудиторная самостоятельная работа    
Максимальная учебная нагрузка  
     

Предмет, задачи и функции экт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: