Природных заповедников

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», охрана природных комплексов и объектов на территориях ГПЗ и НП осуществляется специальной государственной инспекцией по охране этих территорий. Работники инспекции входят в штат соответствующих заповедников и национальных парков (статья 33).

Директора ГПЗ и НП и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий заповедников и национальных парков.

В состав специальной государственной инспекции по охране территорий заповедников и национальных парков входят:

Ø главные государственные инспекторы;

Ø их заместители;

Ø старшие государственные инспекторы;

Ø участковые инспекторы;

Ø государственные инспекторы.

Полномочия инспекторов зависят от их статуса.

Государственные инспекторы по охране территорий ГПЗ и НП пользуются всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды.

Государственные инспекторы по охране территорий ГПЗ и НП при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства (наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак) и обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. При осуществлении возложенных на них задач им разрешено ношение служебного огнестрельного оружия. О каждом случае применения служебного оружия должностное лицо обязано незамедлительно в течение суток сообщить в территориальные органы внутренних дел по месту применения оружия и администрации по месту работы.

Государственные инспекторы по охране территорий ГПЗ и НП подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством РФ.

Важно отметить, что дела об административных нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ, помимо главных государственных инспекторов по охране территорий ГПЗ и НП и их заместителей, вправе рассматривать должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст.23.29. КоАП РФ). В настоящее время эти функции преданы Федеральной службе надзора в сфере экологии и природопользования, находящейся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28.8 КоАП, Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дело об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 установлено, что должностным лицом, рассматривающим дело, может быть вынесено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

Кодексом не определено, каким образом должен быть направлен протокол, и как это должно быть оформлено, поэтому в случае, если в течение суток протокол не может быть направлен (например в случае нахождения инспектора в длительном рейде), допустимо сделать запись о направлении протокола и оставить его у себя до возвращения группы. Кроме того, инспектор вправе вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В этом случае протокол может быть составлен после возвращения группы.

Административное расследование должно проводиться, если имеются признаки события административного правонарушения, однако нет достаточных данных для составления протокола. Например, если обнаружены бесхозные орудия, или продукция незаконного природопользования, или нарушитель сумел скрыться с места совершения правонарушения. Административное расследование целесообразно назначать, когда территория заповедника, национального парка или их охранных зон расположены в разных административных районах или субъектах РФ, поскольку в соответствии со статьей 29.5 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. То есть в случае, если нарушение совершенно не в том же административном районе, где находится управление заповедника, с рассмотрением дела могут возникнуть сложности.

Однако, в соответствии с частью 2 данной статьи, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Это означает, что оно будет рассмотрено в администрации заповедника (национального парка) вне зависимости от места совершения правонарушения и проживания нарушителя.

По окончании рейда, прежде чем передать протокол соответствующему должностному лицу, необходимо, чтобы он был полностью дооформлен.

Если личность лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, установлена со слов, необходимо проверить правильность ее установления через органы внутренних дел, для чего необходимо с ними тесно взаимодействовать. Если проверка подтвердила правильность установления личности нарушителя, в графе протокола «документ, удостоверяющий личность нарушителя» формулировка «со слов» дополняется записью, например: «проверено через АБ (адресное бюро УВД). Такая проверка позволяет уточнить место жительства и работы нарушителя. Если проверка показала, что личность установлена неверно, следует принять возможные меры для уточнения личности нарушителя, например, обратиться в ОВД для установления личности нарушителя по фотографии, номеру автомобиля и т.п.

Применение мер обеспечения производства по делам о нарушении режима охраны или иных правил и нормативов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.

В соответствии с главой 27 КоАП, государственные инспектора по охране территорий ГПЗ и НП в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

Ø доставление;

Ø личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;

Ø осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Ø изъятие вещей и документов;

Ø арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 27.1 вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст.27.2 КоАП).

О доставлении составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

Протокол о доставлении имеет смысл составлять, когда доставляемое лицо подлежит личному досмотру, досмотру вещей и документов, либо имеет при себе вещи или документы, подлежащие изъятию, поскольку в соответствии со статьями 27.7, 27.10 в протоколе о доставлении может делаться запись о проведении досмотра или об изъятии вещей и документов. То есть, в таком случае не придется составлять отдельные протоколы о досмотре или изъятии. Следует иметь в виду, что в указанных случаях протокол должен быть составлен в двух экземплярах (один должен быть вручен лицу, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства) в присутствии двух понятых.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (статья 27.7 КоАП), то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения, либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 25.7 КоАП в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Это означает, что члены инспекторских групп формально не могут быть понятыми и, соответственно, участвовать в качестве таковых в проведении личного досмотра, досмотра вещей и документов. В связи с этим, целесообразно проводить досмотр после доставления подозреваемого в совершении правонарушения в соответствующее помещение, либо иметь в составе группы двух лиц, не являющихся инспекторами. Кроме того, в случае незначительного правонарушения, совершенного группой лиц, допускается привлечение в качестве понятых лиц, участвовавших в совершении административного правонарушения, при досмотре других лиц.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

В исключительных случаях – при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице имеются предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе - о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе указывается фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, адрес, его места жительства, место работы, должность, год и место рождения. Описание обнаруженного производится так же, как и при составлении протокола об административном правонарушении. При этом выловленная рыба указывается по видам, количеству и весу (отдельно указывается вес незаконно заготовленной икры осетровых и лососевых видов рыб), продукция охоты - по виду и количеству, дикоросы (грибы, ягоды, орехи, коренья, цветы и т.д.) - в зависимости от их ценности и установленных мер охраны (иски за ущерб, причиненный незаконным сбором различных дикоросов, могут исчисляться в установленном порядке как от веса заготовленной продукции, так и от количества собранных экземпляров).

Особенно подробно следует описать продукцию в случаях наличия в ней видов животных и растений, занесенных в Красную книгу МСОП, Красную книгу Российской Федерации и т.д.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми.

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, по его просьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: