Природных заповедников и национальных парков

Все перечисленные выше ограничения останутся лишь теоретизированиями на бумаге, если не осуществлять постоянный и эффективный контроль за их соблюдением. Стоит подчеркнуть, что очень часто нарушителями режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются собственники и пользователи земельных участков и иные природопользователи, в том числе относящиеся к специально уполномоченным органам в области охраны окружающей среды (лесхозы, охотхозяйства и т.п.)

Чтобы эффективно бороться с подобными нарушениями, необходимо четко знать и уметь объяснить оппонентам следующие положения законодательства.

Контроль за соблюдением режима пользования территорий ГПЗ и их охранных зон осуществляется государственными инспекциями по охране территорий государственных природных заповедников, а также другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, если иное не предусмотрено конкретным положением о них.

При этом естественно имеется в виду не только режим, определенный положением, но и все иные нормативы природопользования, установленные действующим законодательством.

Права государственных инспекторов по охране территорий заповедников на территории охранных зон определены Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (ст.34). В соответствии с ним государственные инспекторы имеют право:

Ø проверять у лиц, находящихся на территориях ГПЗ и НП, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях (данное положение не касается охранных зон, но безусловно касается “чужих земель”);

Ø проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям ГПЗ и НП территориях охранных зон;

Ø задерживать на территориях ГПЗ, НП иих охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

Ø направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима ГПЗ и НП, к административной ответственности;

Ø изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;

Ø производить на территориях ГПЗ, НП и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей;

Ø беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях ГПЗ, НП (в том числе на «чужих землях»), их охранных зон для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

Ø приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны ГПЗ, НП и их охранных зон.

Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий ГПЗ и НП предоставляется также право:

Ø запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму ГПЗ, НП и их охранных зон;

Ø налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

Ø предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу ГПЗ и НП средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам ГПЗ, НП и их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;

Ø в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях ГПЗ, НП, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных ООПТ, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа.

Тем самым законодатель специально подчеркнул, что ответственность наступает не только за нарушения режима ООПТ (то есть за действия, прямо запрещенные Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” или действующими положениями об ООПТ), но и за нарушения правил и условий природопользования, предусмотренных другим законодательством, что особенно актуально при осуществлении контроля за территориями “чужих земель” и охранных зон.

Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц государственной Лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.

Государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при осуществлении возложенных на них настоящим Федеральным законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.

Права должностных лиц государственной лесной охраны определены Лесным кодексом Российской Федерации (ст.76) и Положением о Государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.98 № 850.

Кроме того, Федеральным законом “О животном мире” (ст. 31) определены права специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, к которым помимо вышеперечисленных прав относятся следующие:

- производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 № 726, и приказом МПР России от 27.04.2001 № 369 к указанным должностным лицам относятся государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

Права иных специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды (в том числе должностных лиц государственного экологического контроля) определены Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (ст. 66). Здесь особо следует подчеркнуть предусмотренное в указанных нормативных правовых актах право выдавать предписания о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, об устранении экологических правонарушений.

Пользуясь этим правом, главный государственный инспектор по охране территории ГПЗ может выдать юридическому или физическому лицу, нарушившему правила природопользования или охраны окружающей среды на землях, включенных в границы парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, или в охранной зоне, предписание о приостановлении хозяйственной деятельности, совершаемой с нарушением действующего законодательства и устранении нарушений, а в случае невыполнения указанных предписаний. Опыт автора показывает, что это достаточно эффективная мера, которая может приостановить деятельность даже таких гигантов, как нефтяная компания “ЛУКОЙЛ”.

К сожалению, законодательством Камчатской области не установлены какие-либо права государственных инспекторов по охране территорий природных парков, в связи с чем, они фактически лишены возможности выполнять функции по охране территорий природных парков. Однако, это не значит, что в принципе невозможно. В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 35) охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

Таким образом, закон предоставляет право органам государственной власти субъектов федерации (в данном случае Камчатской области) создавать специализированные службы по охране природных парков (в том числе в штате самих природных парков) и наделять их всеми необходимым для этого полномочиями.

Соответствующие примеры имеются в других регионах.

Так, например, Законом Республики Алтай "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай" установлено, что охрана особо охраняемых территорий республиканского значения (далее по тексту - территории) осуществляется Правительством Республики Алтай.

В этих целях Правительство Республики Алтай вправе:

Ø создавать специальное структурное подразделение Правительства Республики Алтай по охране территорий;

Ø при создании территорий вменить в обязанность государственных природоохранных учреждений осуществление охраны соответствующих территорий.

В государственных природоохранных учреждениях могут создаваться специальные государственные инспекции по охране территорий (далее по тексту - государственные инспекции) из числа работников учреждений, которые являются государственными инспекторами по охране соответствующих территорий.

Содержание государственных инспекций осуществляется в пределах сметы расходов соответствующего природоохранного учреждения в порядке, установленном Правительством Республики Алтай.

Компетенция государственных инспекций устанавливается органом, в ведении которого находится территория.

Директора государственных природоохранных учреждений, их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране данных территорий, если законодательством не определено иное.

Полномочия государственных инспекторов устанавливаются положениями о соответствующих территориях в соответствии с федеральным законодательством.

Положением о природном парке "Катунь", утвержденном постановлением Правительства Республики Алтай от 08.10.2002 № 283 установлено, что соблюдение природоохранительного законодательства на территории природного парка и его режима обеспечивается Дирекцией, действующей на основании Устава государственного учреждения "Природный парк "Катунь", через специально созданное структурное подразделение, работники которого входят в штат природоохранного учреждения природный парк "Катунь".

В соответствии с Уставом государственного учреждения природный парк "Катунь", утвержденного тем же постановлением, Правительство делегирует Учреждению отдельные полномочия, связанные с реализацией Федеральных законов от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Водного кодекса Российской Федерации от 18.10.1995 г., Закона Республики Алтай от 4 ноября 1994 г. N 6-15 "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай":

Ø участие в разработке нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов субъекта федерации в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;

Ø разработка методической документации, инструкций, положений и других документов по организации деятельности Учреждения;

Ø подготовка специалистов в области охраны окружающей среды;

Ø государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический и водный контроль) за объектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории Республики Алтай, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному экологическому и водному контролю;

Ø государственное регулирование и контроль в области охраны атмосферного воздуха при эксплуатации транспортных и иных передвижных источников загрязнения;

Ø государственный контроль за использованием и охраной объектов животного мира в объеме полномочий, оговоренных ст. 31 ФЗ РФ "О животном мире", и среды их обитания в пределах своей компетенции;

Ø осуществление государственного контроля и надзора в области обращения с отходами производства и потребления;

Ø привлечение нарушителей природоохранительного законодательства к административной и иным видам ответственности;

Ø предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

Ø ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территории Республики Алтай;

Ø охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения в объеме полномочий, оговоренных ст. 34 ФЗ РФ "Об особо охраняемых природных территориях".

Таким образом, дирекция природного парка "Катунь" обладает всеми правами государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и может эффективно осуществлять охрану природных комплексов природного парка.

Имеются и другие пути придания службе охраны природных парков соответствующих полномочий.

Так, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.23.25, 23.29) производство по делам об административных правонарушениях по статье 8.39 (нарушение режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных на особо охраняемых природных территориях и в пределах их охранных зон) осуществляют должностные лица органов государственного экологического контроля и должностные лица органов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

В связи с этим, возможен вариант, что инспектора парка формально берутся на работу в УПР по Камчатской области по договору с ним, либо в структуру экологического контроля администрации Камчатской области (если она будет создана) и автоматически получают необходимые права.

Другой вариант, что администрация области поручает охрану природных парков Кроноцкому государственному природному биосферному заповеднику, а дирекция парка заключает с ним договор на обеспечение этой охраны (такие примеры также имеются - охрана природного парка "Грайворонский" в Белгородской области возложена на государственный природный заповедник "Белогорье").

Учитывая изложенное, для придания дирекции природных парков необходимых полномочий необходимо:

1. Внести изменения в Закон Камчатской области "Об особо охраняемых природных территориях Камчатской области" и в положения о природных парках изменения, предоставляющие дирекциям природных полномочия, необходимые для осуществления охраны их территорий (при этом, чтобы исключить противоречия с КоАП, необходимо, чтобы им были делегированы права государственных инспекторов по охране природы Камчатской области).

2. Включить в Закон об административной ответственности Камчатской области право государственных инспекторов по охране природных парков осуществлять производство по делам о нарушениях режима природных парков.

Контрольные вопросы:

1. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по ООПТ.

2. Биосферные резерваты в России.

3. Государственные природные заповедники. Какие мероприятия и какой вид деятельности на их территории проводить запрещается и разрешается?

4. Природные парки. Какие мероприятия и какой вид деятельности на их территории проводить запрещается и разрешается?

5. Права и обязанности государственного инспектора по надзору за соблюдением охране территории ООПТ и каким законом регламентируются?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: