Земли, включенные в границы природных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации

В соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (ст.18) и статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В отличие от национальных парков, в отношении природных парков закон не устанавливает различий в установлении режима охраны земель природных парков, предоставленных им, и включенных в их границы без изъятия у собственников или пользователей.

Закон (статья 21) четко устанавливает, что режим природного парка определяется положением, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Кроме того, следует иметь в виду, что на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации (равно как и на территориях охранных зон), вне зависимости от наличия утвержденного положения о них, действуют все ограничения на природопользование, установленные природоохранительным и иным законодательством.

В частности, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (ст.56) леса природных парков относятся к лесам первой группы, а в соответствии со статьей 114 в них запрещены рубки главного пользования. Это касается всех лесов природных парков, в том числе не предоставленных им в пользование, не исключая лесов, расположенных на сельскохозяйственных землях и землях обороны.

Кроме того, Лесным кодексом Российской Федерации (ст.55) предусмотрено, что в лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие).

На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения о запрещении рубок главного пользования на этих участках принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.

В соответствии с Основными положениями по выделению особо защитных участков леса, утвержденными приказом Рослесхоза от 30.12.93. № 348, на особо защитных участках могут быть запрещены все виды рубок. К ним могут быть отнесены участки леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений, участки леса по берегам рек, заселенных борами, участки леса вокруг глухариных токов, участки леса в истоках рек и ручьев и т.п. К ним же, как указано выше, должны относиться охранные зоны заповедников и национальных парков.

Кроме того, в лесах, расположенных в охранных зонах, и на “чужих землях” действуют Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.09.93 № 886, и Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утвержденные приказом Рослесхоза от 15.01.98 № 10, зарегистрированные Минюстом России 27.01.98 № 1458.

Некоторые близкие к упомянутым положения содержатся и в Федеральном законе «О животном мире». Так, в статье 22 сказано, что при размещении, проектировании и строительстве природопреобразующих объектов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению защитных участков территорий и акваторий. При размещении и строительстве различных линейных и гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки. Независимо от видов ООПТ в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграций и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Особо строгие ограничения (вне зависимости от наличия и категории ООПТ) накладываются на природопользование в местах обитания видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” (ст.60) и Федеральным законом о животном мире (ст.24) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особенно стоит подчеркнуть слово “могут”, - это означает, что для применения указанного положения не обязательно доказывать, что предполагаемая деятельность нанесет вред видам, занесенным в Красные книги.

На территории природных парков и охранные зоны также распространяются Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 № 997 на основании Федерального закона “О животном мире” (ст.28) (в частности, запрет на выжигание сухой растительности - “травяные палы”).

На указанных землях безусловно действуют режимы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установленные в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (ст.111-113) и Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 № 1404, в соответствии с которыми в пределах водоохранных зон запрещаются:

Ø проведение авиационно-химических работ;

Ø применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

Ø использование навозных стоков для удобрения почв;

Ø размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

Ø складирование навоза и мусора;

Ø заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

Ø размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

Ø размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

Ø проведение рубок главного пользования;

Ø проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в пункте 6 настоящего Положения, запрещаются:

Ø распашка земель;

Ø применение удобрений;

Ø складирование отвалов размываемых грунтов;

Ø выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

Ø установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

Ø движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Особо строго на территориях природных парков и в охранных зонах должно соблюдаться требования законодательства об экологической экспертизе.

Эти требования основываются на положениях Федерального закона “Об экологической экспертизе” (ст.12), в соответствии с которыми обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно- технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность.

Конечно, проведение подобной экспертизы на уровне субъекта РФ в условиях давления на комиссию со стороны региональных властей может не дать нужных результатов, но в любом случае - это способ хотя бы оттянуть решение вопроса с целью апелляции к федеральным органам или общественности.

Кроме того, следует учесть, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона “Об экологической экспертизе” документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения подлежит обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне. При этом, в соответствии с действующим законодательством, лесной фонд, а также прибрежные акватории относятся к природным ресурсам федерального значения, поэтому если охранные зоны или территории природных парков выделены в лесном фонде или морской акватории, можно ставить вопрос о проведении федеральной экспертизы изменения их статуса и характера использования.

Естественно, что на территориях природных парков и в пределах охранных зон должны неукоснительно соблюдаться действующие нормативы природопользования (Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 № 551, Наставления по отводу и таксации лесосек, региональные наставления по рубкам ухода и иные региональные нормативы ведения лесного хозяйства и лесопользования, региональные правила охоты, бассейновые правила рыболовства и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: