Терминологический словарь. Общество – способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми

Общество – способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельно­сти и общения.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность.

Политика – сфера отношений между социальными группами, нациями, государствами по поводу власти, участия в делах государства.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политический институт – структурная форма осу­ществления политики. Различают институты организа­ционные (государство, партии), процедурные (выборы, всенародные обсуждения), статутные (административно-территориальное устройство).

Раздел 3. Общая теория права

Изучение третьего раздела курса теории государства и права позволит студенту усвоить понятие, признаки, принципы, функции и сущность права, изучить понятие, признаки и структуру правовой нормы, проанализировать понятие и виды источников права, определить структуру и особенности системы права и системы законодательства, рассмотреть формы систематизации права, понятие и структуру правоотношения и правонарушения как антипода правомерного поведения, формы реализации права и технико-юридические аспекты применения права, наложения юридической ответственности, толкования права и законотворческой деятельности, механизма реализации права, рассмотреть особенности правовых систем и правовых семей современности, определить понятие правовой культуры, правосознания, правопорядка и правового режима законности.

Тема 10. Право как социальный регулятор.
Понятие и признаки права

Учебные вопросы:

1. Понятие и классификация социальных норм.

2. Предпосылки происхождения права.

3. Теории происхождения права.

4. Понятие и признаки права.

5. Функции права.

6. Принципы права.

7. Соотношение государства и права.

8. Соотношение права и закона.

Понятие и классификация социальных норм

Все действующие в обществе нормы принято подразделять на две группы – социальные и технические.

Такое разграничение происходит, главным образом, по предмету регулирования.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы – отношения между человеком и внешним миром, природой, техникой; это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда».

Особенностью второй группы взаимосвязей (отношений) является то, что на другой, по отношению к человеку, стороне – неодушевленные предметы. Технические нормы определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы.

Социальные и технические нормы помимо предметов регулирования различаются также по их:

содержанию,

конструкции,

способам фиксации,

степени общности,

формальной определенности и некоторым другим параметрам.

Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования.

Некоторые технические нормы получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, их называют технико-правовыми.

В основном это нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере – правила эксплуатации различных видов транспорта, противопожарной безопасности, строительных работ, обращения с оружием, всевозможные госстандарты и т.п. Некоторые из них могут снабжаться санкциями.

Социальные нормы регулируют поведение человека в обществе и представляют собой определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

Социальные нормы прошли сложный процесс становления, тесно связанный с формированием человеческого общества.

Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.).

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность – социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

Нормативность – социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер – сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация.

Сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей.

Культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. С этой точки зрения нетрудно заметить различия в содержании и взаимодействии социальных норм в обществах с разным уровнем производственно-технического развития, разными культурными традициями (например, азиатских и европейских). Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений.

Поэтому классифицировать их можно по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы.

По характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности.

С этой точки зрения выделяют:

правовые нормы;

моральные нормы;

религиозные нормы;

нормы обычаев, традиций;

семейные нормы;

корпоративные (нормы организаций и объединений);

эстетические нормы;

правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

Нормы права занимают в этом перечне особое место.

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени:

Нормы обычаев, регулировавшие труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт, семейные отношения;

Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, регулировали отправление обрядов.

Особенности норм поведения родовой общины:

Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разграничения прав и обязанностей;

Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины.

К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства и т. п.

Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи.

Возникает необходимость регламентировать это производство:

нормировать,

учитывать трудовой вклад каждого член общества,

результаты его труда,

участие в создании общественных фондов,

выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд.

Система контроля за соблюдением регламентирующих норм (лица, организации) получает возможность (право) обеспечивать их и с помощью насилия.

Мононормы (и право, и мораль вместе) присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем "расщепления" на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Так появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством.

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества:

Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством;

Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел;

Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

Первый подход – классовый. В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются:

свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен),

формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту),

частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву)

эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).

Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же.

В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.

Другими словами, само существование общества доказывает существование права.

Таким образом, формирование человеческого сообщества как сложной полиструктурной социальной системы явилось основной исторической предпосылкой возникновения права как общезначимого, общеобязательного регулятора наиболее важных общественных отношений.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития.

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор обще­ственных отношений.

Обычаи, моральные и религиозные нормы перво­бытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Взгляды на право, его про­исхождение, место и роль в системе нормативного регулирования меня­лись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Теории происхождения права

Представления о праве и его происхождении классифицируются по определенным на­учным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: