double arrow

Терминологический словарь. Форма государства – это его устройство, выра­жающееся в характере политических взаимоотношений меж­ду людьми



Форма государства – это его устройство, выра­жающееся в характере политических взаимоотношений меж­ду людьми, между людьми и государством, между государ­ством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государ­ственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территори­ального устройства).

Форма правления–спо­соб организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населе­ния в их формировании.

Монархия–это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства – монарха.

Республика- форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом.

Политический режим–это 1) методы осуществления политической власти, итоговое политическое состоя­ние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных полити­ческих сил, функционирования всех политических ин­ститутов и характеризуется демократизмом или анти­демократизмом; 2) в теории государства и права понятие, обозначаю­щее систему приемов, методов, форм, спо­собов осуществления политической (включая гос.) власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.




Форма государственного устройства–территориальная организация государст­венной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Унитарное государство– это целостное централизо­ванное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Конфедерация– это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (воен­ных, экономических и др.).

Федеративное государство (федерация)– сложное союзное государство, части которого (республики, шта­ты, земли, кантоны и т.д.), час­ти которого обладают признаками государственности.

Тема 8. Место и роль государства
в политической системе обществе

Учебные вопросы:

1.Политическая система общества: понятие, структура, функции

2.Место и роль государства в политической системе общества



3.Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества.

Политическая система общества:
понятие, структура, функции

Политическая система является внешней формой выражения политических связей между людьми и, в силу этого, рассматривается в качестве важнейшей характеристики политического бытия данного общества.

В юридической науке существуют различные подходы к понятию политической системы общества. Так, например, В.М. Сырых определяет данный феномен как «совокупность государственных органов, а так же ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов». Данное определение представляется, не совсем точным, так как простая совокупность еще не есть система, т.е. в данном определении практически не указываются на системообразующие связи и на структуру.

Более точным представляется определение данное В.Д. Переваловым, по мнению которого политическая система общества – это «система взаимосвязанных, взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство». Несмотря на большую, по сравнению с первым определением, содержательность данное В.Д. Переваловым определение все-таки в значительной степени обеднено.

Политическая система общества, представляет собой не только некую систему объединений (организаций) людей, но так же и систему политических институтов, ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, регулируемых различными социальными нормами (политическими, юридическими, идеологическими, нормами нравственности и т.д.), историческими традициями и установками политического режима данного общества.

По нашему мнению, выглядят в достаточной степени точными те определения политической системы, в рамках которых последняя рассматривается как некая совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Обобщив данные понятия, представляется возможным сформулировать следующее определение:

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность политико-правовых институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) и принципов их взаимодействия, а также ценностных приоритетов, определяющих современное состояние и возможные перспективы политической жизни общества.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет оценить политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы образуют:

1) политико-правовые институты: государство, политические партии и движения, общественные организа­ции и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу формирования и функционирования политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Политическая власть, рассматриваемая как реальная способность субъекта проводить свою волю в политике, является системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Можно выделить следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, привлечения материальных и духовных, людских ресурсов многие поставленные цели не могут быть достигнуты);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений[2]. Социальные интересы – это нужды, потребности субъектов общественных отношений. «Если физический мир, – писал Гельвеций, – подчинен закону движения, то мир духовный не менее починен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». Таким образом, интересы это еще и «реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов». Без четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна;

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз­нообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединение разных политических сил направлено на сглаживание неизбежно возникающих в обществе противоречий, преодоление конфликтов, устранение коллизии);

7) политическая социализация, т.е. «процесс включения индивида в политическую систему». Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

8) легитимация политической власти, т.е. ее политическое обоснование, позволяющее, в конечном счете рассматривать эту власть как легитимную.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод является не совсем точным. Представляется, что законность, принимаемая как действие в соответствии с законом, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» – это близкие, но не тождественные понятия. Понятие легитимности скорее носит оценочный, этический и политический характер, легальность – формально-юридический и этически нейтральный. Государственная власть, пусть и не популярная, как правило, легальна. В то же время она может быть нелегитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия, творить произвол.

Легитимность государственной власти – это социальное признание её права на руководящую роль в обществе. Власть чрезвычайно необходима для достижения государственных целей, ибо государственное функционирование вряд ли будет эффективным, если не соблюдаются соответствующие правила. Именно потому, что легитимность играет важную роль, властвующий или претендующий на власть субъект стремится обосновать свою власть, опираясь на определённые принципы. Он пытается создать социальную ситуацию, в которой властные предписания исполнялись и соблюдались инициативно или по крайней мере «с пониманием», с верой в нравственную правоту решений и законов, так как власть не может рассчитывать на длительное и эффективное функционирование, полагаясь только на аппарат государственного принуждения. В этой связи следует согласиться с мнением П. Бурдьё согласно которому легитимная власть «есть власть, которую тот, кто ей подчиняется, дает тому, кто ее осуществляет… Это власть, которая существует лишь потому, что тот, кто ей подчиняется, верит, что она существует».

Место и роль государства
в политической системе общества

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое.

Государство с его аппаратом публичной политической власти – это основа, «ядро» политической системы, оно концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни посредством общеобязательных установлений.

Именно вокруг государственной власти, по точному замечанию В.Е. Чиркина «идет борьба, а с другой стороны, складывается сотрудничество многих звеньев политической системы». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность.

Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:

выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства);

является единственным носителем суверенитета;

обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;

владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

определяет главные направления развития общества.

В современной учебной и научной литературе выделяются различные направления взаимодействия государства с иными социальными институтами, входящими в политическую систему. Так, например, В.М. обухов, Э.В. Чайкин, А.Х, Гатиев выделяют три основных направления:

Первое направление связано с доведением до сведения политических партий, органов местного самоуправления, общественных объединений, научной общественности и др. информации о состоянии дел, возникших проблем в соответствующих структурах государственного механизма, например, посредством встреч, должностных лиц государства с представителями иных (негосударственных) субъектов политической системы.

Второе направление, заключается в совместной деятельности, направленной на решение стоящих перед государством и обществом проблем. В этих целях создаются и функционируют постоянные специальные подразделения (отделы, департаменты и т.д.), а также временные образования (комиссии, комитеты и пр.).

Третье направление, выражено в участии различных субъектов политической системы в правотворческой деятельности. Представители этих субъектов (политических партий, общественных объединений и пр.) привлекаются органами законодательной и исполнительной власти для подготовки проектов нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующем законодательстве, социальных интересах населения, проведения экспертиз подготовленных проектов и т.п.

Представляется, что взаимодействие государства с иными субъектами политической системы по указанным направлениям, во многом определяют особенности политического режима, т.к. именно в рамках этих направлений взаимодействия наиболее отчетливо проявляется степень участия населения в политической жизни.

Проблемы взаимодействия государства
и личности в рамках политической системы общества

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина, Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государства выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (рационально-правовая) модель, подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства).

В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой, государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других (современные государства «Западной демократии»).

Принцип взаимного уважения интересов личности и государства определяется закономерностями взаимодействия личности и социума.

Соотношение личностного и общественного в достаточной степени точно отразил выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьев: «Отнимите у действительной человеческой личности все то, что так или иначе обусловлено ее связями с общественными или собирательными целыми, и вы получите животную особь с одной лишь чистою возможностью, или пустой формой человека, то есть нечто в действительности вовсе не существующее…» И далее философ продолжает «Общественность не есть приходящее условие личной жизни, а заключается в самом определении личности, которая по существу своему есть сила разумно-познающая и нравственно-действующая, а то и другое возможно только в образе бытия общественном».

Таким образом, индивидуальное и социальное – это противоположности, но они существуют в единстве и взаимно определяют и обусловливают друг друга. Уровень развития одной из них находится в прямой зависимости от уровня развития другой, следовательно, отрицание или умаление одной означает отрицание или умаление другой. Всякое жизнеспособное общество представляет собой известное равновесие индивидуального и коллектив­ного, которое находит (или не находит) свое отражение в праве и государстве, системе организации власти, морали и пр. Нарушение такого равновесия, отсутствие механизмов гармонизации индивидуального и коллективного ведут к деструктивным процессам.

Как справедливо отмечает в этой связи Б.С. Эбзеев: «Юриспруденция окажется в выигрыше, если она откажется от весьма удобного, но искусственного монизма, неизбежно ведущего к односторонности, и примирится с более соответствующим многообразию социальной действительности плюрализмом. Речь идет об утверждении в юридической науке синтетической точки зрения на понимание природы общества и места в нем индивида».

Вопросы для самоконтроля:

Сформулируйте понятие политической системы общества.

Какова структура политической системы общества? Перечислите её основные элементы.

Классифицируйте политические системы общества по различным основаниям.

Какое место занимает государство в политической системе общества?

Дополнительная литература

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. – М., 1996.

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

Андреев С.С. Политическая структура и политический строй общества. // Советское государство и право. 1991. - № 10.

Белов Г.А. Политическая система. // Кентавр. 1995. - № 5.

Белов Г.А. Функции политической системы. // Кентавр. 1995. - № 3.

Зелетдинова Э. Элита – власть – демократия. // Власть. 2000. - № 3. - С. 49 - 54.

Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. – М., 1994. – Гл. 1.

Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.

Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. // СОЦИС. 1997. - № 7.

Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. // Вопросы философии. 2001. - № 4.

Матузов Н.И. Личность, политика, право //Теория политики: Общие вопросы. – Саратов, 1992.

Матусевич А.В. Политическая система: состояние и развитие. – Минск, 1992.

Основы теории политической системы. – М., 1985.

Политические институты. – М., 1996.

Политические проблемы теории государства. – М., 1993.

Политические элиты России. // Власть. 1999. - № 11. - С. 81.

Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. – СПб., 1995.

Смирнов В. Политическая система России на пороге XXI века. // Власть. 2000. - № 2. - С. 16 - 21.

Титов В.Н. Политическая элита и проблемы политики. // СОЦИС. 1998. - № 7.

Формирование политической системы России. / Под ред. А. Кортунова. - М., 1996.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности. // Государство и право. 1992. - № 5.

Шабров О.Ф. Политическая система: оценка, прогнозирование, управление. – М., 1992.

Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. – М.,1993.

Шабров О.Ф. Политическая система: демократия и управление обществом. // Государство и право. 1994. - № 5.



Сейчас читают про: