Тема 4. 3. Управление финансами

Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия субъектов управления на объект для достижения опред. результата. Объекты управления финансами - это финансы предприятий, гос. финансы, страхование и т.д. Субъекты - это госаппарат, различные финансовые, налоговые службы, министерства. Сис-ма управления финансами в современной рыночной эк-ке представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также фин. инструментов, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование фин. системы в целом и отдельных ее звеньев. Под механизмом управления финансов понимают сис-му организации экономических и правовых мер регулирования фин. сис-мы страны. Механизм управления финансами вкл.: мониторинг (наблюдение, анализ); правовое регулирование; контроль за фин. деятельностью субъектов хозяйствования. Фин. механизм можно подразделить: 1)директивный (разработанный для фин. отношений, в кот. непосредственно участвует гос-во) 2)регулирующий (опред. основные «правила игры» в конкретной сис-ме, не затрагивающих на прямую интересы гос-в). Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Совокупность всех организ. структур, осущ. управление финансами наз. фин. аппаратом. Мин. финансов осущ. общее рук-во организации финансов в стране. Основные задачи Минфина: 1)разработка и реализация стратегических направлений гос. фин. политики 2)составление проекта и исполнение федер. бюджета 3)обеспечение устойчивости гос. финансов и развитие фин. рынка 4)концентрация фин. ресурсов на приоритетных направлениях соц-эконом развития 5)совершенствование методов фин-бюджетного планирования 6) осуществление фин. контроля за расходованием гос. средств.

Фин. планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности фин. ресурсов. Сбалансированность - это оптимальное соотношение между фин. ресурсами, находящимися в распоряжении гос-ва и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - это рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям отраслям хоз-ва, регионам, субъектам федерации. Гос-во через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие. Фин. планирование представляет собой составную часть народно хозяйственного планирования, базируется на показателях плана соц-эк развития, направленного на координацию деятельности всех органов фин. системы. Фин. планирование осущ. с помощью сис-мы фин. планов, бизнес-планов, бюджетов, фин. планов орг-ций, фин. смет бюджетных учреждений, опред излишек и недостаток средств, изыскиваются дополнит доходы, возможности сокращения расходов, т.о. доходы и расходы балансируются. Центральное место в системе фин. планов принадлежит бюджетному плану. Движение внебюджетных фондов отражается соответственно фин. планов доходов и расходов, пенсионного фонда, фонда соц. страхования, фонд обяз. мед. страхования. Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Оперативное управление финансами связано с исполнением бюджетов, фин. планов, бизнес-планов и смет



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: