Проблема сознания и способы ее решения в истории философии

Сознание – одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является основой духовности человека, выражает его способность к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание – это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление мира и регуляцию жизнедеятельности людей.

В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта: 1) когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта. Этот аспект раскрывает инструментально-функциональную сторону сознания; 2) феноменологический аспект отражает особенности структуры сознания, координации и субординации разнообразных идеальных явлений (феноменов), процессов и состояний сознания; 3) интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения.

В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов. Исторически первым был субстанциональный подход. Истоки его обнаруживаются уже у Платона и Аристотеля, рассматривавших сознание в качестве самостоятельного духовного мира человека. Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской философии, в которой сознание рассматривается как субстанциональный элемент бытия (Декарт), либо как отграниченная от мира, самодостаточная субъективность как принцип бытия (Лейбниц). Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей” и способствовал изучению структуры сознания.

Функциональный подход сформировался в трудах материалистов-метафизиков XVIII в. как результат осмысления и обобщения достижений физиологии и медицины. Сторонники этого подхода (Ламетри, Гольбах) под сознанием понимали специфическую функцию мозга, которая воплощается в познании и самопознании. В рамках этого подхода разрабатывалась психофизиологическая обусловленность сознания, зависимость его от телесной организации человека и внешней среды. Крайней формой функционального подхода стал “вульгарный материализм” ХІХ в. (Фохт, Бюхнер, Молешот), который мышление и его результат – мысль считал материальными. Исследования сторонников этого подхода содействовали обнаружению связи, а также форм и способов взаимодействия сознания и психофизиологических процессов. Однако в этих исследованиях игнорировались социокультурные условия возникновения и функционирования сознания.

Социокультурный подход первоначально был разработан в немецкой классической философии, где сознание рассматривалось как обусловленная универсалиями культуры индивидуальная способность мышления, представления и воли (Кант). Либо как дух, обусловленный историческими формами общественной жизни (Гегель). Еще один вариант этого подхода был разработан в марксистской философии. Маркс и Энгельс отрицали субстанциональный характер сознания и рассматривали его как функцию мозга, возникающую и развивающуюся под воздействием социокультурных факторов в процессе практически-предметной деятельности людей.

Постклассическая философия предлагает различные программы исследования сознания, заданные главным образом экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традициями. В рамках первой традиции возникает интенционалистская программа исследования сознания. Сторонники этой программы отказываются от традиционного “субъект-объектного” объяснения сознания и обращаются к анализу интенциональности как направленности сознания на объект (предмет, явление, процесс) и способов данности объекта посредством актов и операций субъекта. Иначе говоря, интенциональная программа направлена не на объяснение сознания, а на обнаружение условий и возможностей осуществления сознательных процессов.

Психоаналитическая традиция создает кондиционалистскую программу (conditio – условие), которая ориентируется на обнаружение скрытых факторов телесной и психической организации человека, а также анализ социальной среды и культуры, которые обуславливают поведение человека и влияют на его сознание, хотя и не присутствуют в нем (у Фрейда, Юнга, Фромма – персональное и коллективное бессознательное).

В структурализме (Фуко) и философской герменевтике (Гадамер) проблема существования сознания решается на основе анализа структур языка, механизмов продуцирования и трансляции безадресных сообщений по каналам коммуникации.

Проблема генезиса сознания систематически разрабатывалась в рамках социокультурного подхода, но прежде всего – в марксистской философии. Здесь сознание рассматривается как результат исторической эволюции способности, присущей всей материи,– способности отражения. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня структурной организации ее. В процессе развития на основе физико-химических процессов, характерных для неорганического мира, возникают биологические формы отражения: раздражимость, чувствительность и психика. На уровне психики, присущей высшим живым организмам, под влиянием различных факторов как природно-биологического, так и социального характера, сформировалось сознание как высшая форма психического отражения мира в идеальных образах. Среди биологических факторов, оказавших наиболее значительное влияние на формирование сознания, необходимо отметить прямохождение, специфическое строение передних конечностей, особенности устройства голосовых связок, гортани и губ, большой мозг и сложная нервная система, отсутствие жестких механизмов инстинктов. Наиболее значительными социальными факторами были: предметно-практическая деятельность на основе систематического изготовления и применения орудий деятельности, коллективный образ жизни, возникновение и развитие языка как средства коммуникации и передачи опыта, формирование культуры как сферы специфически человеческой жизнедеятельности.

Развитие психологии, физиологии высшей нервной деятельности, медицины позволило обнаружить наиболее существенные структурные элементы сознания: интеллект, эмоции, волю, внимание, память. Под интеллектом обычно понимают способность к мышлению и познани на основе понятий. Важную роль в структуре сознания выполняют эмоции. Эмоциональные процессы отражают внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру, к другим людям и к самому себе. Природа эмоций амбивалентная: они одновременно выступают и как познавательно-информационное средство, и как инструмент оценки. Воля обеспечивает регуляцию человеческой жизнедеятельности и преодоление препятствий на пути достижения целей. Воля придает человеку способность и готовность действовать, порождает настойчивость в достижении целей. Память, как фактор сознания, позволяет человеку сохранять и воспроизводить свой жизненный опыт, связывать себя со своими предшественниками, включаться в культуросозидательный процесс. Но память нельзя интерпретировать как обращение к прошлому. Память – это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего. Память придает сознанию единство и целостность.

Развитие науки в ХХ в. позволило выявить в духовной жизни человека широкую сферу бессознательного, в которую не проникает свет разума. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека. Это значит, что сознание не сводится только к мышлению и познанию, но включает в себя многочисленные и разнообразные формы и элементы психической жизни человека.

В этом широком значение сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека. Познавательная функция проявляется в способности человека добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе. Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде. Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром. Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

Носителем сознания является отдельный человек. Но формируется эта индивидуальная способность только в обществе, в сложной системе социальных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Природа в процессе эволюции создает только биологические предпосылки сознания, но реализуются они только в обществе.

Социокультурная природа сознания может быть обоснована с точки зрения генетической. Биологическая эволюция создает предпосылки перехода к труду как предметно-практической деятельности, основанной на производстве и систематическом применении орудий труда. Но труд – это, прежде всего, процесс отношений между людьми, сложная система взаимоотношений, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее. На этой основе развивается и совершенствуется психика, формируются способности образования понятий, логического мышления, рационального постижения мира с помощью абстрактно-логических средств. Трудовая деятельность требовала также новых, более развитых и эффективных средств регулирования отношений, что вело к возникновению языка. Развитие трудовой деятельности, историческое разделение труда порождают мораль, искусство, религию, науку, формируют социальные программы поведения человекак, приводят к культуре как сфере специфически человеческой жизнедеятельности.

Социальная обусловленность сознания проявляется и функционально. Сознание возникает в процессе жизнедеятельности человека, направленной не преобразование природной среды и удовлетворение на этой основе человеческих потребностей. Поэтому сознание есть не что иное, как отражение этой жизнедеятельности и тех предметов, на которые она направлена. Сознание – это всегда осознанное бытие, осознанный процесс жизни людей. По своему содержанию и функциях сознание обусловлено социально-исторической формой практики, является ее отображением.

Социальный характер сознания раскрывается и в коммуникативном подходе к ней. Этот подход требует выявления связи сознания с языком как универсальным средством коммуникации. Язык – это система знаков, с помощью которых осуществляются отношения между людьми, познание мира и самого человека, сохранение и трансляция информации, а также управление поведением. Из этого определения следуют и основные функции языка: коммуникативная, познавательная (когнитивная), экспрессивная, кумулятивная и регулятивная.

Наконец, социальная природа сознания проявляется в его творческом, активно-конструктивном характере. Сознание не просто и не только отражает предметы, оно формулирует программы деятельности, цели и задачи ее, выступает основой творческой деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: