В конце XIX в. – нач. XX в. возникло множество направленией (школ) психологии, каждая из которых пыталась объяснить все психологические явления в терминах единой всеохватывающей системы (парадигмы).
Зарубежная психология представлена целым рядом направлений и школ:
1. Структурализм (к. ХIХ в.)
2. Функционализм (к. ХIХ – н. ХХ вв.)
3. Бихевиоризм (н. ХХ в.):
§ Необихевиоризм
§ Социобихевиоризм
4. Глубинная психология (к. ХIХ в.- н. ХХ в.):
§ Психоанализ
§ Аналитическая психология
§ Индивидуальная психология
5. Когнитивная психология ( 60-е г. ХХ в. )
6. Гештальт-психология (20-30гг.ХХ в.)
7. Гуманистическая психология (60-е г. ХХ в.)
1. Структурализм - общее обозначение ряда направлений в социально-гуманитарном познании XX в., связанных с выявлением структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивостьприразличного рода преобразованиях и изменениях.
Родоначальниками структурализма как школы или системы психологии можно считать английских философов XVIII и XIX вв. Формально его возникновение связывают с именем Вильгельма Вундта и относят к концу XIX в.
В лаборатории Вундта экспериментально изучались многие важные проблемы: время реакции, смешение цветов, последовательные образы, психофизика и словесные ассоциации. Вундт обрисовал природу психических явлений, определил, что именно следует изучать психологу и как обрабатывать результаты экспериментального исследования.
Тинченер «привез» психологию Вундта в США, где он называл эту систему структурализмом. Он модифицировал и дополнил ее основные положения.
Представители: Вилгельм Вундт, Эдвард Брадфорд Титченер
Предмет изучения: структура сознания
Основные теоретические положения:
§ Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта.
§ Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений.
§ Структура сознания представлена тремя категориями:
o ощущение
o образ
o чувство
Методы: интроспекция и эксперимент. В анализе опыта интроспекции отводилась особая роль.
1. Функционализм - подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ вв.
Представители: Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер
Предмет рассмотрения: изучение посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, способы более эффективного приспособления.