МЕТОД (греч.- methodos – «путь к чему-либо»):
- способ деятельности субъекта в любой ее форме.
- способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;
- способ практического осуществления чего-либо.
Методология – учение о научном методе познания, в широком смысле - о методах познания вообще; cовокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания.
Характеристики метода:
Валидность:
Общее и свободное значение – свойство истинности, правильности, соответствия реальности.
В логике – свойство аргумента или заключения, которое считается валидным, потому что оно соответствует определенным логическим принципам.
В тестировании – свойство любого измерительного инструмента, прибора или теста, при котором он измеряет то, что предназначен измерять.
Надежность - один из критериев качества научного метода исследования, относящийся к точности психологических измерений.
Классификация методов научного познания:
Общие и частные
Общие:
· анализ (др.-греч.ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
|
|
· синтез (греч. σύνθεση — совмещение, помещение вместе) - процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
· дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего.
· индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
· эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.
Частные:
· психодиагностика - процесс постановки диагноза о выраженности того или иного психологического качества.
· интроспекция (лат. introspecto, смотрю внутрь) — метод, позволяющий иметь представления о своей сущности: структуре, организации и т.п.). В психологии - метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
· психотерапевтическая беседа - основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом.
· проективный рисунок - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией.
|
|
· др.
Теоретический уровень и эмпирический уровень:
Теоретический уровень:
Исторический метод - метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Логический метод (анализ и синтез) - особенно необходимы при отыскании решения задач.
Восхождение от абстрактного к конкретному - метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней ко всё более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении (впервые использован Гегелем для построения своей философской системы в целом и для развёртывания отдельных её самостоятельных и целостных частей)
Эмпирический уровень:
Наблюдение - описательныйпсихологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
по систематичности:
- систематическое (дается обобщенная картина поведения индивида (группы)
- несистематическое (проводится по определенному плану)
по фиксируемым объектам:
- сплошное (фиксация всех особенностей поведения объекта)
- выборочное (фиксация определенных типов поведенческих актов или параметров поведения)
по форме наблюдения
- осознанное (проводится в контакте исследователя с объектом: наблюдаемому человеку известно, что за ним наблюдают)
- неосознанное внутреннее
- неосознанное внешнее
- наблюдение окружающей среды
Описание
Эксперимент
Измерение
Методы психологии: субъективные и объективные
Объективные методы:
Тест (от слова англ. test) — испытание, проверка) - система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения.
Эксперимент
- естественный (проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс)
- лабораторный (проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научнойлаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора)
Субъективные методы:
Наблюдение (см. выше)
- внешнее
- внутреннее (самонаблюдение)
ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto, смотрю внутрь) - метод психологического исследования, заключающийся в наблюдении субъектом собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Опрос
- устный (беседа, интервью)
- письменный (анкетирование)
- свободный (перечень задаваемых вопросов заранее не определяется)
- стандартизированный
Тест
- тест-опросник (метод, позволяющий проанализировать ответы испытуемых на вопросы с целью получить информацию о выраженности определенной психологической характеристики)
- тест-задание (предполагает получение информации о психологических характеристиках испытуемого на основе анализа успешности выполнения заданий)
Психологический инструментарий:
Исследование познавательных процессов
Тип ВНД (высшей нервной деятельности)
Теппинг-тест
Внимание
Корректурная проба
Тест Мюнстерберга
Кольца Ландольта
Мышление, интеллект
Тест Айзенка (4-ый и 5-ый субтесты)
Методика Равена
Тест Кэтелла
Исследование личности (психические свойства, психические образования, психические состояния, профориентация)
САН (самочувствие – активность - настроение)
Тест Айзенка
Тест Кэттелла
Цветовой тест Люшера
Характерологический опросник (опросник К.Леонгарда)
Методика «Незаконченные предложения»
Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина)
|
|
Личностный опросник А.Т. Джерсайлд
Методика УСК (уровень субъективного контроля)
Опросник аффилиации
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Личностный дифференциал
Исследование групп и групповых процессов
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Опросник К.Томаса (изучение поведения лично в конфликтных ситуациях)