Основные достижения

Законы научения:

- «Закон упражнения» гласит, что повторение определённого акта способствует научению и облегчает его выполнение в дальнейшем («повторение — мать учения»).

- «Закон эффекта» заключается в том, что действие, совершаемое с удовольствием, усиливает связь между стимулом и реакцией, а неудовольствие — ослабляет.

«Научение» Торндайк характеризует как связь между стимулом и реакцией, сила которого оценивается вероятностью возникновения реакции на стимул. Первым начал использовать двучленную схему:

S-R

Плюсы бихевиоризма:

  • объективность,
  • использование научных методов
  • в предмет исследования вошло поведение
  • эффективные методики терапии нарушенного поведения.

Минусы бихевиоризма:

· механический детерминизм

· приравнивание человека к жвотному.

o Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.

Представители: (когнитивный бихевиоризм - Э. Толмен, оперантный бихевиоризм - Б. Скиннер и др.).

Критика бихевиоризма: невозможно описать поведение только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них без анализа каких-либо центральных, регулирующих механизмов.

Основные достижения: в бихевиористскую схему «стимул - реакция» введено опосредствующее звено - так называемые «промежуточные переменные», понимаемые как совокупность различных познавательных и побудительных факторов.

Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу необихевиористы вели в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях поведения.

o Социбихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 60-х гг. ХХ в.

Представители: Альберт Бандура, Джордж Мид

Предмет изучения: поведение индивида в социальной среде.

Основные положения:

· человек может овладеть поведением не путем собственных проб и ошибок, но наблюдением за опытом других и за подкреплениями, сопутствующими тому или иному поведению ("научение через наблюдение","научение без проб").

· поведение становится когнитивным - содержит познавательную компоненту, в том числе символическую. Этот механизм оказывается важнейшим в ходе социализации, на его основе формируются способы поведения агрессивного и кооперативного.

Наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизовать усвоенные, прежде не проявлявшиеся. В связи с этим своеобразно трактуется проблема наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительное подкрепление - в виде успеха в принуждении и самоутверждения; и ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии.

3. Гештальпсихология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана в 1912 году.

ОсновательМакс Вертгеймер

Предмет изучения: процессы переработки информации и результаты этих процессов

Представители: Курт Коффке, Вольфганг Кёлер

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Основные положения:

ü Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.

Принципы гештальта (структуры):

- Близость - стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Схожесть - стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

- Целостность - восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

- Замкнутость - отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

- Смежность - близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

- Общая зона - принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

ü Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.

Однако, их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Открытие закона ФИГУРА-ФОН использовано для нужд армии. Была разработана маскировочная сеть, которой укрывалась техника. С самолета, невозможно было различить, какой объект на земле, танк или просто холмик.

Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело).

4. Глубинная психология - совокупное обозначение направлений психологии ХХ в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на "поверхности" сознания.

o Психоанализ

Ø Фрейдизм

Основатель - австрийский учёный З. Фрейд (к. XIX века)

Переломной датой для психоанализа считается 24 июля1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Предмет изучения — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных)

Методы лечения психических расстройств: анализ свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки.

Основные идеи психоанализа:

§ Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

§ Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде.

§ Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает.

§ Психика автоматически регулируется принципом удовольствия и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

ü Фрейд предложил следующую структуру психики:

§ Эго («Я»)

§ Суперэго («Сверх-Я»)

§ Ид («Оно»)

ü Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов (введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы») психики.

Защитный механизм психики (психологическая защита) - неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

  • Замещение - термин обычно используется как другое название «вымещения», но реже может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, квази-потребности или объекта другим, более безопасным. Можно выделить подвиды, в зависимости от того, что именно замещается:

- замещение одного действия другим (например, вместо того, чтобы дорисовать не получающийся рисунок можно изорвать его в клочки Замещение действия словом (например, драки — руганью)

- замещение слова действием

- замещение одного чувства другим, обычно противоположным, называется реактивным образованием.

  • Компенсация - заключается в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.

Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности «компенсирующей» недостатки человека (например, усиленные занятия лыжным спортом для потерявшего ноги человека — компенсация.Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, приносящими больше вреда, чем пользы, то это уже называется ги́перкомпенсация).Компенсаторное поведение может сильно различаться по форме. Оно может быть:

- социально приемлемым - слепой, становящийся музыкантом

- социально неприемлемое - компенсация физической слабости злоупотреблением властными полномочиями

- прямым (попытка добиться успеха в той области, где ощущается недостаток)

- косвенным (стремление утвердить себя в другой сфере)

  • Вытеснение - направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны
  • Отрицание - проявляется как отказ признавать существование чего-то нежелательного. Важным моментом является отличие отрицания от вытеснения, заключающееся в том, что информация, подверженная вытеснению, сначала была осознана, и только потом вытеснена, а информация, подвергнутая отрицанию, в сознание вообще не попадает.
  • Проекция - внутреннее человеком ошибочно воспринимается как приходящее извне (человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого)
  • Сублимация - способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Фрейдом рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида.
  • Рационализация - в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

Знаменитый пример рационализации — басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Рационализация может быть полезной и объективно приносить пользу.

  • Регрессия *- психологическое приспособление в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности.

* Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который на данный момент насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт защита регулирует поведение человека повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

ü Фрейд выделил человеческие комплексы (сам термин комплекс введен Карлом Густавом Юнгом)

  • Эдипов комплекс - бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. (название явления основано на древнегреческоммифе о царе Эдипе и одноименной драмеСофокла, в котором Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает своего отцаЛая и женится на материИокасте)
  • Комплекс Электры - неосознанное влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание (название этого комплекса основано на греческом мифе об Электре, желавшей отомстить за смерть своего отца Агамемнона и подстрекавшей брата Ореста на убийство собственной матери Клитемнестры и её любовника)

Ко́мплекс (лат. Complex — связь, сочетание) — понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека».

o Аналитическая психология

Основатель – швейцарский психиатр Карл Густав Юнг

Предмет изучения: глубинные структуры психики

Основные положения:

ü Задача аналитической психологии - толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.

Архетип - надперсональная врожденная модель восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном.

ü Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений

ü дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок личности

Методы исследования: символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения.

ü Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями.

Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным.

o Индивидуальная психология (от лат. individuum — неделимый) — направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.

Предмет изучения: целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.

Основные положения:

§ Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 – 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль

§ Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания.

§ На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества.

§ В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

Индивидуальная психология оказала значительное влияние на зарождение неофрейдизма.

o Неофрейдизм - направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализаФрейда были переработаны.

Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм.

Основные положения:

- ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия (основное внимание на социальных и культурных процессах)

- эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида.

- в основе лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества

Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию.

v Карен Хорни

§ подвергла критической переработке ряд базовых положений психоаналитической парадигмы З. Фрейда (теорию либидо, концепцию Эдипова комплекса, учение об инстинктах, концепции бессознательного, неврозов и пр.) и отдельные техники психоаналитической терапии

§ постулировала существенное влияние культуры на бессознательное психическое, социокультурное порождение неврозов и внутриличностных конфликтов, историческую изменчивость неврозов и т.п.

Основные положения:

- сущность человека базируется на чувстве беспокойства, формирующемся как результат раздражительности, лицемерия, жестокости взрослых по отношению к ребенку. В итоге чувство "сопринадлежности кмы", по Хорни, замещается комплексом ощущений "изолированности, беспомощности, одиночества и отчуждения".

Произведения: «Невротик нашего времени» (1937г.) - преднамеренно написана доступным неспециалисту языком. Главная ценность книги — системное описание невроза.

v Эрих Фромм

Основные положения:

- основной моральной проблемой современности считает — безразличие человека к самому себе. Задача психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер, в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

- проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризованным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является).

- противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому).

- выделяет различные формы агрессии:

§ доброкачественная (биологически адаптивная, служащая делу жизни)

§ злокачественная (исторически приобретенная, связанная с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать).

- видит необходимость в изменении образа жизни, основанного на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

Основные труды: «Бегство от свободы» ( 1941 г.) - исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провел анализ периода становления личности эры капитализма.

Ø Теория Мелани Кляйн

§ главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разработка теории развития личности и межличностных отношений младенца

§ вместо вербальных свободных ассоциаций в детском анализе Мелани Кляйн применила технику свободной игры, инициатором которой является ребенок, и которая, так же, как вербальные ассоциации взрослого человека, становится способом выражения его желаний, фантазий и жизненного опыта.

§ Свое внимание она сосредоточила на отношениях младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми как на главном условии и источнике развития его личности и даже просто его физического выживания.

§ В своей теории исходила из того, что у ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрессивное. Возникающее Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами, причем сам процесс развития проходит благодаря взаимоотношениям ребенка с его первыми объектами - грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая, усваивая) их, идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями.

5. Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, выделившиеся в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США.

В качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование) - направление в философииXX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.

«Экзистенция» - индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Предмет изучения гуманистической психологии: уникальная и неповторимая личность (здоровая, гармоничная личность, достигшая вершины личностного развития, вершины «самоактуализации»), постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни:

ü высшие ценности,

ü самоактуализация личности,

ü творчество,

ü любовь,

ü свобода,

ü ответственность,

ü автономия,

ü психическое здоровье,

ü межличностное общение.

Представители: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь и другие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: