o Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего)
o Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям)
o Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
o Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).
o
Функции речи
ü Сигнификативная (от лат. signum – знак) или номинативная (от лат. nominatio - наименование) - обозначении при помощи слов предметов, явлений, действий, живых существ и т.д. Один и тот же предмет может обозначаться разными символами как в устной, так и в письменной речи (например, на разных языках).
ü Коммуникативная (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) - общения между людьми, взаимная передача и восприятие мыслительного, интеллектуального содержания сообщения.
ü Регулирующая (от лат. regulo – устраиваю, привожу в порядок) - реализуется в высших психических функциях, отличительной особенностью которых является произвольный характер. В процессе психического развития ребёнка вначале его поведением управляет взрослый с помощью внешней речи. Затем в результате интериоризации(от лат. interior – внутренний) происходит преобразование внешней речи во внутреннюю. Ребёнок обучается произвольно регулировать свои действия с помощью речевых стимулов. Наиболее ярко этот аспект проявляется в эгоцентрической речи детей – переходном этапе от внешней к внутренней речи.
ü Программирующая (от греч. programma – объявление, распоряжение) - переход от замысла к внешнему развёрнутому высказыванию с использованием грамматических структур и смысловых схем речевого высказывания. Эта функция речи используется также в планировании человеком различных движений и действий.