Этнопсихологический подход

Этнопсихология (от греч.племя, народ) исследует национальные особенности народов, чувства, самосознание, обычаи, традиции, влияние национальной принадлежности на личность и взаимоотношения между людьми.

Этнопсихология рассматривает личность с точки зрения культуральных, национальных особенностей (какие черты характера присущи какой либо нации, народу).

В разных культурах сравниваются такие рассматриваемые стабильными личностные характеристики, как мотивация достижений, тревожность и т.п.

Весьма многочисленны сравнительно-культурные исследования локуса контроля, т.е. качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля).

Философский подход

В отличие от науки философский подход ориентирует исследователя на познание всеобщих законов бытия человека как личности.

Данный подход ориентирован на выявление сущего (а не существенного, как в науке) в системе “личность — общество”.

В процессе постижения личности философы стремятся разрешить дихотомии типа “идеальное — реальное”, “материальное — духовное”, “объективное — субъективное” и т.д.

Они пытаются ответить на метафизические вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе воли и пр. Вместе с тем в философии личность рассматривается с точки зрения ее желаемого или идеального положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества. Поэтому она изучается здесь как целостная или отчужденная, гармоничная или одномерная, ответственная или деструктивная.

Антропологический подход

Антропология является той областью исследования, которая с самого начала своего возникновения стремилась к изучению целостной личности.
Антропологический подход включает в себя большое разнообразие методов: исторический и эволюционный, сравнительный и типологический, функциональный и структурный методы анализа.

Большинство из них имеет “смешанную”, количественно-качественную природу.

Если рассматривать личность как целостный социокультурный феномен, то в качестве его конкретных проявлений можно выделить, три измерения: артефакты (материальный аппарат жизнедеятельности — ресурсы), организованные типические действия (определенные поведенческие технологии) и символические аспекты (общие идеи и смыслы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: