Основное различие между представителями ведущих отечественных школ заключается в расхождении по вопросу об участии биологических детерминант в формировании личности.
v Московская школа (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.)
Личность – продукт социальный, не связанный с биологическими факторами ==> социальное в большей степени влияет на психическое развитие.
v Санкт-Петербургская школа (Б.Г.Ананьев и др.)
Человек рождается биологически существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта ==> признается роль биологических детерминант в психическом развитии при доминирующей роли социальных факторов.
6. Концепция личности Владимира Николаевича Мясищева (психология отношений)
Личность – высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности.
Предмет - отношения личности.
Отношения – сознательно - избирательная, построенная на опыте, психологическая связь с различными сторонами объективной действительности, которая выражается в действиях и переживаниях.
|
|
Основные задачи, решаемые данной концепцией:
- Исследование сознательной регуляции личности через ее отношения;
- Патогенетическая клиника неврозов. В.Н.Мясищев определяет личность следующим образом: «Личность - это система ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте и целостности».
4 уровня личностной структуры:
1) Доминирующие отношения- уровень желаний
2) Психологический уровень - уровень достижений
3) Динамика реакций личности - уровень темперамента
4) Соотношения свойств личности - уровень характера
Основное положение психологии отношений: личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней.
Характер - это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию.
Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей.
Склонность - это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительном отношение к ней.
Положения психологии отношений легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
|
|
Отношение - это связь субъекта с объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.
Эмоциональный компонент - отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера.
Познавательный компонент - включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает.
Поведение - отражает конативную сторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.
Познавательная сторона - Она же «оценочная» сторона отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения личности.
Поведенческая сторона - конативная сторона отношения, его поведенческое проявление.