double arrow

Психологический портрет успешного предпринимателя

Рассмотрим психологический портрет предпринимателя, который позволит раскрыть его специфические личностные качества, побуждающие к предпринимательской деятельности. В числе основных психологических характеристик «предпринимательского личностного профиля» относят: мотивацию достижения, интернальный локус контроля, склонность к риску, ценностные ориентации, инновационность.

Психологические особенности предпринимателя определяются, прежде всего, содержанием его мотивационной сферы. Шумпетер выделяет три основные мотива. Первый – потребность в господстве, власти, влиянии. Эта цель материализуется в накоплении имущества (что не тождественно максимизации прибыли). Второй – воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим с собой. Здесь особое значение имеет «потребность в достижениях». Третий мотив предпринимательской деятельности – это радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Всех этих целей достичь невозможно, не имея соответствующего дохода. Однако для идеального типа предпринимателя в отличие от «капиталиста» достижение больших прибылей является скорее необходимым ограничением и критерием успеха, чем целевой функцией. Предприниматель идентифицирует себя с «делом», а не с капиталом. Главное в личности предпринимателя – это инновационный и творческий подход к делу. И здесь должны обязательно преобладать сочетание интуиции, воображения и эрудиции.

Мотивация достижения – неотъемлемое свойство предпринимателя, высокая степень его выраженности не только предопределяет профессиональный выбор, но и обеспечивает успех предпринимательской деятельности. Побудительным мотивом к достижениям является потребность в самоактуализации, направленной на реализацию своего личностного потенциала. Для людей, мотивированных на достижение успеха, характерны: четкая постановка позитивных целей деятельности и активное последовательное стремление к достижению, уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка. Они предпочитают задачи средней трудности, а при неудачах мобилизуют свои силы и повышают свою активность.

Мотивации достижения удачи противостоит мотив избегания неудачи. Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в своих возможностях, возможность неудачи вызывают у них тревогу. Для них характерна неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), поэтому склонны выбирать или очень легкие, или очень трудные задачи. Успех повышает их активность, однако неудачи приводят к резкому ее снижению. Принятие же ответственных решений зависит от соотношения этих мотиваций. Если вторая превосходит первую, то человек вряд ли станет преуспевающим предпринимателем.

Автор теории локуса контроля Дж. Роттер полагал, что высокая мотивация достижения предпринимателей связана с внутренним интернальным локусом контроля над собственным поведением и значимыми событиями. Интерналы способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и неудачи. Это показатель социальной зрелости, независимости, самостоятельности и активности сознания.

Экстерналы с преобладанием внешнего экстернального локуса склонны считать, что основные значимые события их жизни, свои успехи и неудачи контролируются внешними обстоятельствами: благоприятностью внешних условий, влиянием других людей, случайностью и т.д. Проявляются качества конформности, т.е. уступчивое, зависимое поведение, неуверенность в себе, тревожность. Успешные предприниматели значительно более интернальны, чем разорившиеся. Эспериментально доказано, что потенциальные предприниматели (студенты-выпускники бизнес-школ) имеют более высокие показатели интернальности, чем студенты-менеджеры.

С мотивационной сферой личности предпринимателя неразрывно связаны и такие ее компоненты, как самооценка, уровень притязаний, способность принимать решения и идти на риск. Хороший предприниматель отличается обычно высокой, но достаточно объективной, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, самокритично и продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять проблемы в знаниях. Специфичность уровня притязаний успешного предпринимателя заключается, как отмечалось, в готовности его к автономной деятельности, в которой можно полагаться только на себя и свои возможности.

Принятие решений – это выбор между несколькими альтернативами действий для достижения цели, необходимость которого возникает в ситуациях неопределенности. Именно в таких неопределенных ситуациях, которые постоянны, проверяется способность предпринимателя принимать на себя риск, связанный с управлением и принятием решений. Специальные исследования показали, что заниженный уровень притязаний ведет к излишней осторожности при принятии решения, избеганию риска, в итоге, к значительным финансовым, социальным, моральным и другим потерям. «Идеальному» предпринимателю свойственна способность идти на смелый, но разумный риск, в отличие от менеджера, который предпочитает стабильность, безопасность и предсказуемость ситуации в организации. Более того, предпринимателям приписывается часто социально-психологическая функция «поглощения» риска, которая заключается в создании для других людей «иллюзии» абсолютной гарантии успеха.

Существуют две основные разновидности риска – мотивированный и немотивированный. Риск выполняет регулятивную функцию в социуме, без него нет движения вперед, эта необходимая характеристика креативного стиля мышления. Наибольший успех выпадает на долю предпринимателей, мыслящих и действующих незаурядно, творчески решающих экономические проблемы, ломающих стереотипы и преодолевающих психологические барьеры. Риск хозяйственной деятельности – не только действия в ситуации неопределенности, но и создание таких ситуаций, т.е. новых возможностей. Отсюда, и неадаптивная активность, неприемлемость предпринимателями устоявшихся образцов поведения и схем мышления, создание все новых форм деятельности и принятие неожиданных творческих решений.

Там, где полная ясность – там нет собственно предпринимательства, особенно инновационного, а есть рутинная деятельность. Поиск рисковых ситуаций - неизбежность предпринимательства. Рисковая ситуация и умение выйти из нее обладают для предпринимателя самодостаточной ценностью. Риск в предпринимательстве – это умение действовать в нужном темпе, концентрировать внимание на одних сторонах дела и игнорировать другие; это способность опираться на нужных людей, это навыки в распределении ресурсов, и многое другое, но все это умение наладить дело, или быть занятым предпринимательством. Быть – это осуществление возможного, ожидание и сопричастность всему новому, и есть смысловая ценность предпринимательства.

Поэтому одной из базовых характеристик личности предпринимателя является инновативность, в противоположность адаптивности, преобладание интуитивного мышления над рациональным, функционирование особого рода «эвристик», креативность мышления, что приводит закономерно к активному, «инициативному» отношению к действительности. Предприниматель-новатор осуществляет прорыв к новому: вводит новые ценности (блага) и новые методы производства; открывает новые рынки и новые источники прибыли. Нацеленность на постоянное обновление, уверенность в своих силах позволяет предпринимателю осознанно искать рискованные ситуации (новые возможности), испытывая себя «делом».

Незаменимым психологическим качеством предпринимателя в этом «деле» является его воля (к власти, цели, принятию решения, действию, успеху) – сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности. Воля может проявляться различным образом: для умножения усилий по пробиванию препятствия, для устранения препятствия, для удержания выбранного направления, в случае отклонения от выбранной цели.

Волевая активность предпринимателя имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную регуляцию. Можно выделить несколько этапов волевой активности: 1. Постановка цели и стремление к ее достижению. Здесь происходит осознание мотивов (причин) деятельности и их борьба и заканчивается принятием решения. 2. Осознание ряда возможностей и выбор средств (способов, путей) для достижения поставленной цели. 3. Осуществление принятого решения, исполнение – как наличие волевого усилия. Без исполнения нет волевого действия. Волевая активность оценивается по следующим параметрам: направленность, сила, устойчивость, широта.

Предпринимателю необходим ряд волевых качеств: сила воли, решительность, инициативность, самообладание, смелость, настойчивость и выдержка, организованность, возможность отказаться от отрицательных качеств: упрямства, импульсивности и податливости.

Одной из важных психологических характеристик предпринимателя является его коммуникативная компетентность – способность эффективно устанавливать и поддерживать деловые контакты с другими людьми. Он должен обладать профессиональным набором коммуникативных умений и навыков: умение четко ставить цели и соблюдать этику общения, грамотно использовать информационное содержание общения и быть адекватным ситуации и проблеме общения. При взаимодействии ориентироваться на контроль и понимание ситуации, управлять ею и поведением других, знать законы и принципы безконфликтного общения, применять стратегии сотрудничества в разрешении возможных конфликтных ситуаций.

Важное значение для понимания предпринимательского поведения имеют ценностные ориентации. Исследования показали преобладание у предпринимателей таких ценностей, как свобода, самоуважение, ответственность и независимость. Кроме того, ценность интереса дела, эффективное лидерство, низкая потребность в поддержке и высокая потребность достижения. У предпринимателей в области высоких технологий обнаружили так называемое «эстетическое чувство». Выяснилось, когда предприниматель ориентирован на власть, наблюдается стремление внедрения ценностей роста фирмы для расширения и усиления этой власти, в то время как при ориентации на независимость наблюдается озабоченность тем, чтобы не приносить в жертву эту независимость, которой предприниматели рискуют при чрезмерном росте организации.

В рамках анализа этических структур личности предпринимателя существует тезис о том, что предприниматель является одновременно субъектом профессии, мироотношения и игрового стиля жизни с присущей «игровой» моралью. Предпринимательство рассматривается как образ жизни, как жизненный путь личности, прежде всего, в его нравственных координатах. Тем самым противопоставляется так называемому «честному бизнесу», когда соблюдение этических норм мотивируется лишь эффективностью дела, а не смыслом, когда этика бизнеса оказывается собственно бизнесом.

При исследовании ценностных ориентаций российских предпринимателей обнаружена следующая иерархия ценностей: будущее своих детей, здоровье, семья, стабильность, самореализация и успех в деятельности, уважение, достаток, деньги. Важное место занимают такие ценности как: честность, независимость, уверенность в себе, свобода и активная жизнь. В качестве средств для достижения поставленных целей и ценностей, предприниматели выбирали эффективность в делах, твердую волю, образованность, рационализм, трудолюбие, работоспособность, образованность.

Социальные и экономические особенности российского общества создают определенные трудности для гармонизации системы ценностей у предпринимателей. Им бывает трудно совместить в себе деловые и моральные ценности, например, успех в бизнесе и доброту, честность. Нравственная составляющая деятельности – это критерий, согласно которому общество отделяет приемлемые действия от неприемлемых. По нравственной составляющей потенциала предпринимателей их можно разделить образно на «акул» и «дельфинов». На основе комбинации двух параметров – можно получить классификацию различных типов социально-экономического поведения в жизни.

Одной из главных предпосылок психологической подготовки учащихся к будущей предпринимательской деятельности является формирование у них экономического самосознания - осознания себя субъектом предпринимательской деятельности и экономических отношений.

Становление экономического самосознания происходит в процессе приобщения личности к культурно-историческому опыту, где особое место занимает экономическая социализация, которая характеризуется тем, что личность не только приобретает необходимые знания, понятия, представления об экономических явлениях и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, социально-экономические роли, типы поведения, но и погружается в особое ценностное пространство, основными ориентирами которого являются модели экономического успеха и действующие в обществе его соционормативные критерии.

При освоении экономической реальности с самого детства приобретаются не общие знания и навыки, а этически ценностные представления, характерные для данной культуры. От существующих в культуре нравственных нормативных ценностей зависит специфика стиля экономической социализации, экономического поведения, реализуемого прежде всего на уровне семьи, а позднее – на уровне других институтов социализации.

Нравственное сознание является главным и определяющим в экономическом сознании и самосознании предпринимателей. Поэтому взаимосвязь нравственного и экономического сознания становится важнейшей проблемой психологии формирования предпринимательского самосознания.

В исторически сложившемся в общественном сознании многообразных моделей экономического поведения соответствует определенный уровень этического развития личности. В психологии их выделяют четыре, в зависимости от доминирующего способа отношения к себе и к другому человеку, от представления о благе для себя и других, от модели личного успеха. «Эксплуатирующий» и «торгово-меновой» стили можно отнести к донравственному – «эгоцентричному» - уровню этического развития личности, который определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. «Сберегающий («накопительский») – «группоцентрическому» уровню этического развития личности, когда она связывает свое благо и счастье с процветанием группы людей, соединенных кровнородственными отношениями. «Обменивающий» стиль характерен для личности, идентифицирующей себя с «организацией» и свой успех с ее процветанием – здесь проявляется «корпоративная» мораль.

В русском типе культуры идеал личности как бы «проскочил» через просоциальный, нравственно-гражданский уровень сразу на следующий, духовный. В силу этой культурно-исторической особенности «русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность – западно-европейский идеал. Русский идеал – святость». (Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности» с.69.). Не считая материальные богатства высшей ценностью, русский буржуа мог грабить и наживаться нечестными путями, но легко расставался с нажитым, так как благотворительность была возведена христианством в нравственный принцип и позволяла реализоваться «имманентной морали и святости», духовности русской души.

Перечисленные модели экономического поведения узнаваемы сейчас в рыночной реальности. Каждая из них занимает свое место в экономической культуре, создавая многоцветную мозаику стилей поведения, которая определяет поле выбора, осуществляемого личностью в процессе социализации. Многовариантность выбора закладывается уже в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в этом возрасте ребенок способен запечатлеть на будущее ту или иную психологическую ориентацию: «берущую» (рецептивную), «овладевающую» (эксплуатирующую), «сберегающую» (стяжательскую»), «обменивающую» (рыночную). Секрет формирования предпринимательской направленности личности следует искать не в наследственно-генетических особенностях, в характере экономической социализации, особенно на его ранних этапах, в стиле соответствующего воспитания, определяющего характер привлечения детей к экономической культуре. В дальнейшем развитии личности это скажется на конкретном характере ее осознания субъектом предпринимательской деятельности, который определяется мотивационной структурой, местом в ней мотива денег и накопления, а также преобладающим типом психологической ориентации.

Результатом экономической социализации и формирования экономического самосознания личности учащегося станет осмысление собственной экономической субъективности, создание «Я – концепции» предпринимателя, выбирающего свой индивидуальный путь в предпринимательском деле. Главный признак субъектности – «деятельное» самосознание, т.е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной основы собственного существования и творческой самореализации.

Я-концепция – это совокупность всех представлений личности о себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения, которые могут быть оформлены в виде возможных и реальных схем и рабочих концепций «Я-предприниматель». В качестве компонентов Я-концепции успешного предпринимателя следует рассматривать психологическое и социальное Я. В психологическом Я выделяются два состояния: ощущение собственной компетентности, самоэффективности, связанное со способностью овладения ситуацией достижения (субъективным контролем) и ощущением своей моральной ценности.

Социальное Я как совокупность представлений о своем Я в сравнении с социумом может иметь преимущественно иметь индивидуалистический или коллективистический характер. С точки зрения анализа Я-концепции, интерес представляет то, как соотносятся «индивидуальные» и «групповые» категории в процессе самовосприятия, видит ли личность собственное Я как уникальное и независимое, или похожее на других и зависимое от группы.

Психологическое Я и социальное Я относятся к структурам Я-концепции высшего уровня. При рассмотрении особенностей профориентации (профессионализации) и экономической социализации будущего предпринимателя необходимо формирование и анализ специфических уровней, имеющих отношение к экономической и профессиональной идентичности личности. Экономическое Я, выраженное в «чувстве собственности» и поведении, связанное с фундаментальными конструктами, как личностная компетентность, тождественная достатку, состоятельности и компетентности в различных сферах как отражение экономического самосознания, является интегральной частью самоконцепции. Экономическая субъективность или восприятие себя в качестве субъекта предпринимательской деятельности проявляется в желании и возможности определять экономическую сторону своей жизни, брать на себя контроль в этой сфере, работать «на себя», а не по найму. Такая способность напрямую связана со степенью выраженности качества самоэффективности в предпринимательской деятельности – осознанной способностью справляться со специфическими ситуациями, которая приводит и к карьерному профессиональному успеху. Профессиональное Я формируется не только на основе экономического Я (тип субъективности), но и на основе психологического Я – личностным чувством контроля над ситуацией, ощущением компетентности и самоэффективности, а также ценностно-смысловым контекстом.

Организация учащегося как субъекта предпринимательской деятельности предполагает целенаправленное формирование у него мотивации достижения к успеху. Успех - необходимая характеристика самоутверждения и саморазвития личности предпринимателя, может быть представлена как «успех-достижение», «успех-признание», «успех-преодоление», «успех-самоутверждение», «успех-призвание». Успех включает в себя показатели уровня творческого потенциала субъекта предпринимательской деятельности и его социальные ориентиры, т.е. является интегральной характеристикой его личности.

Рассмотрим специфику вхождения успеха в рациональную структуру предпринимательской деятельности – цель, средство, результат. Цель - это образ желаемого результата, итога предпринимаемых усилий. Стремление к цели формирует действия, направленные на достижение результата. Предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата, предприниматель предрекает будущий успех. Выбор средств – закономерный этап процесса, который приводит к результату. Специфика соотношения цели и средств – одна из важнейших при анализе структуры успешной предпринимательской деятельности. Нахождение верного средства для достижения поставленной цели – это поиск «ключа» к успеху. Успех состоит в умении применять свои способности на практике. Любой успех относителен и следует помнить, что результаты предпринимательской деятельности, расцениваемые как успешные, должны «вписываться» в систему социальных координат.

Цель должна выступать как ценность, чтобы побуждать к действию. Поэтому важен ценностный аспект регуляции успешной предпринимательской деятельности, в основе которой лежат базовые потребности: в самоутверждении и достижении. Большую роль в достижении успеха играют уровень притязаний, интересы предпринимателя и в первую очередь, экономические – хозяйственная польза, выгода. Сам успех становится важнейшей ценностью. Успех и есть то жизненное благо, которое позволяет предпринимателю расширить условия своего существования. Постоянная установка на успех позволяет предпринимателю быть готовым действовать результативно, а значит самореализоваться.

Поэтому мотивация на успех является исходным условием для формирования направленности к предпринимательской деятельности. Если есть мотив, то есть и активность, стимул к действию, а в последствии появляется интенциональная предпринимательская установка как показатель высокого экономического самосознания. К предпринимательскому успеху нужно быть готовым. Для этого необходимо развивать предпринимательские склонности и способности, в том числе и через социальное научение. В центре внимания должно быть культивирование творческого подхода к любой деятельности и развитие потребности в самоактуализации, направленной на реализацию своего творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации на успех.

Успешность личности в сфере бизнеса во многом зависит от силы мотивации, от настойчивости и от силы желания достичь успеха. Потребность в достижении носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации. На соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи существуют разные точки зрения:

1. мотивация успеха и мотивация избегания неудачи – это взаимоисключающие полюсы на шкале «мотива достижения»;

2. обе мотивации одинаково присутствуют – стремление к успеху сочетается с не менее сильным страхом неудачи;

3. оптимальное соотношение – высокая мотивация успеха при умеренной мотивации избегания неудач.

Чтобы полностью самореализоваться и добиться успеха необходимо научиться оптимальному мышлению – принимать реальность как она есть и добиваться наилучших результатов наилучшими средствами, действовать с полной отдачей сил. Если не максимизируется (оптимизируется) ситуация, то она не решается. Оптимально планировать свою жизнь – значит осознавать свои высшие возможности, нести ответственность за себя.

Профессиональные навыки и знания приобрести несложно, гораздо сложнее выработать необходимые личные предпринимательские качества. По натуре успешный (или оптимальный) предприниматель обычно лидер, «победитель», его отличает целеустремленность, уверенность в себе, абсолютная вера в свою идею, самостоятельность и готовность взять ответственность на себя, умение стратегически мыслить и преодолевать неудачи, вдохновлять и вести других за собой. Лидер – это человек, который удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. Тем самым лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества.

Для удовлетворения интересов общества предпринимателю необходимо:

а) изучить интересы определенной группы людей;

б) предложить какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;

в) суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду, разрешая социальную проблему.

Но все начинается с видения перспективы, которая составляет основу успеха. Видение создает цели. Они становятся мотивирующими факторами и помогают преодолевать неудачи и трудности. Сама идея определения целей дает привкус достижения. Цели должны быть конкретными, измеряемыми, достижимыми, реалистичными как условия для достижения успеха.

К прочному успеху нельзя прийти без дисциплины. Истинный успех приходит благодаря трудолюбию, упорному труду. Стремление к совершенству позволяет реализовать свой потенциал. Совершенство во всем требует качества – управления, продукции или образа жизни. Лидер обладает мудростью и честностью, умеет принимать и исполнять решения, развивает в себе способности эффективного руководителя. Амбициозность, т.е. повышенная самооценка и вера в успех, придает дополнительные силы и помогает справиться с трудностями в условиях постоянного риска.

Успешному лидеру необходимо обладать следующими обязательными качествами: адекватность самооценки, гибкость в мышлении и поведении, острая интуиция, общительность, наличие высокой цели и стремление к достижению и превосходству, предприимчивость, умение брать на себя риск и ответственность, настойчивость, самообладание.

Способность «принять на себя» предпринимательский успех является огромной ценностью не только для человека, но и для общества. Однако не все реализуют эту возможность полностью. Возникает проблема «Что я должен сделать, что изменить в себе, чтобы реализовать свой предпринимательский потенциал?». Существуют психологические барьеры на пути к предпринимательству, которые коренятся в традиционном образовании, воспитании, социальных условиях, а главное в психологии человека. Можно привести следующую типологию психологических барьеров, которая позволит выяснить причины неуверенности в личном успехе и новаторстве как изначальном принципе предпринимательства.

1. Барьеры «личной инициативы». Охватывает проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации «духа предпринимательства», сопротивления изменениям, оспариванием приоритета «личного блага», способностью к саморазвитию.

2. Барьеры «ложной установки». Содержат все аспекты социального и личного «мифотворчества» по поводу предпринимательства, ценности труда, материального блага и т.д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.

3. Барьеры автономности. Их взаимосвязанные стороны: незащищенность личности (правовая, социальная); синдром «зависимости» (в том числе в принятии решений).

4. Барьеры достижения. Содержат аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, с трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного прогнозирования, недостаточной скорости принятия решений и реагирования на ситуацию, неумения своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и поведении.

5.Барьеры риска. Содержат рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный риск) аспекты.

6.Барьеры коммуникации. Отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия в деловом общении.

7.Барьеры восприимчивости к новому. Отражают профессиональный догматизм, «узость» образования, неприятие новых идей и способов поведения.

Препятствуют успеху и личные качества предпринимателя: эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность. Предпринимательство – это всегда риск и действия в условиях неопределенности. При таких обстоятельствах лучше действовать и ошибаться, извлекая пользу из ошибок, чем бояться провала и ничего не предпринимать. Можно отметить особенность неоптимальных личностных качеств современных российских предпринимателей, которые тем не менее позволяют им вести свой бизнес: рационалистичность, недоверчивость, агрессивность, авторитарность, суеверно-мистическая настроенность.

Знание оптимальных личностных качеств и существующих психологических барьеров к занятию предпринимательством, умение их разрешать позволят осознанно подходить к выбору предпринимательской деятельности, быстрее развивать личностно-деловые качества и добиваться творческих успехов, ведь основная страсть человека – это исполниться, осуществиться в этом мире. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел. Важным является переживание успеха, самооценка, самореализация, осознание себя успешной личностью.


[1] С середины 16 в. появляется акционерный капитал, возникают акционерные общества. В конце 17 в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. - Банк Шотландии. В конце 18 в. и начале 19 вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах.

[2] Для развития индустриального предпринимательства при Петре 1 были созданы специальные правительственные органы - Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия, разрабатывавшие программы содействия развитию промышленности на основе предоставления льгот и привилегий предпринимателям.

[3] В 19 веке Александр 1 издает Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей в откуп.

[4] Karayiannis A.D. Entrepreneurship and the transition from socialism to a free market economy // International Journal of New Ideas. 1993. № 2. P. 43.

[5] Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993. С. 34.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 25. Ч. 1. С. 409.

[7] Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 161.

[8] Там же. С. 159.

[9] Kirtzner I. Perception, Opportunity and Profit-studies in the Theory of Enterpreneurship. Chicago: The University of Chicago Press, 1979. Р. 111.

[10] Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. М., 1995. С. 8.

[11] Малое предпринимательство в России. 2008: Стат.сб./Росстат. – М., 2008. С.144.

[12] Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 20.

[13] Перечень работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 265 ТК РФ).

[14] Под легким трудом в данном случае следует понимать согласно гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда (Руководство Р 2.2.755-99, Минздрав России. М., 2002) оптимальные условия труда (1 класс), при которых сохраняется здоровье работников и создаются предпосылки для поддержания высокой работоспособности.

[15] ЮНИДО (UNIDO, United Nations Industrial Development Organization) – Организация ООН по проблемам промышленного развития. Занимается поддержкой реализации крупных проектов, обеспечивающих создание промышленности и объектов инфраструктуры в развивающихся странах мира.

[16] https://www.otvetonline.ru/firm/ooo/ - Регистрация ООО

[17] Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г.

[18] https://www.otvetonline.ru/firm/ooo/ - Регистрация ООО

[19] https://www.mregistr.ru/faq/detail.php?ID=861 - Сколько стоит зарегистрировать ООО?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: