Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ

При подготовке третьего вопроса следует исходить из положения ч. ст. 137 Конституции, предусматривающей две возможности изменения состава субъектов РФ: 1) принятие ново­го субъекта в состав РФ; 2) образование в ее составе нового субъекта. Процедура изменения состава субъектов РФ регла­ментируется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». В соответствии с Законом должны соблюдаться государственные интересы Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально-экономические[169].

1) Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов в результате присоеди­нения к России иностранного государства или его части на основе принципа взаимного согласия и в со­ответствии с международным договором.

В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта целого иностранного государства ему предоставляется статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предос­тавление новому субъекту иного статуса, например, статуса края или области. В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства, этому субъекту в соответствии с меж­дународным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

2) Образование в Российской Федерации нового субъекта. Эта про­цедура предусматривает изменение состава субъектов РФ в результате объединения двух и более граничащих между coбой субъектов. После принятия федерального конституционного закона об обра­зовании в составе Федерации нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав. В практике современных федеративных отношений уже имеются примеры образования новых субъектов РФ (Пермский край, Краснояр­ский край, Камчатский край и др.).

Что касается порядка образования в составе Российской Федера­ции нового субъекта на базе существующих, Закон четко обозначил лишь один вариант: такое образование может быть осуществлено в ре­зультате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование в составе Федерации нового субъекта может по­влечь за собой прекращение существования субъектов РФ, террито­рии которых подлежат объединению.

Закон ничего не говорит о таких возможных случаях образования нового субъекта, как: разделение существующего субъекта на отдель­ные субъекты; создание нового субъекта путем выделения частей терри­торий из имеющихся субъектов; отказ субъекта от самостоятельного ста­туса и вхождение в другой субъект в качестве его территории. Законода­тель ориентирует лишь на один путь образования нового субъекта РФ.

Студентам рекомендуется подготовить законопроекты об образовании нового субъекта в составе РФ на примере сложносоставных субъектов и принятии в РФ нового субъекта, на основе ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: