При подготовке третьего вопроса следует исходить из положения ч. ст. 137 Конституции, предусматривающей две возможности изменения состава субъектов РФ: 1) принятие нового субъекта в состав РФ; 2) образование в ее составе нового субъекта. Процедура изменения состава субъектов РФ регламентируется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ». В соответствии с Законом должны соблюдаться государственные интересы Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов, их социально-экономические[169].
1) Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов в результате присоединения к России иностранного государства или его части на основе принципа взаимного согласия и в соответствии с международным договором.
В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта целого иностранного государства ему предоставляется статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предоставление новому субъекту иного статуса, например, статуса края или области. В случае принятия в Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства, этому субъекту в соответствии с международным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.
|
|
2) Образование в Российской Федерации нового субъекта. Эта процедура предусматривает изменение состава субъектов РФ в результате объединения двух и более граничащих между coбой субъектов. После принятия федерального конституционного закона об образовании в составе Федерации нового субъекта вносятся изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющую ее состав. В практике современных федеративных отношений уже имеются примеры образования новых субъектов РФ (Пермский край, Красноярский край, Камчатский край и др.).
Что касается порядка образования в составе Российской Федерации нового субъекта на базе существующих, Закон четко обозначил лишь один вариант: такое образование может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Образование в составе Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.
Закон ничего не говорит о таких возможных случаях образования нового субъекта, как: разделение существующего субъекта на отдельные субъекты; создание нового субъекта путем выделения частей территорий из имеющихся субъектов; отказ субъекта от самостоятельного статуса и вхождение в другой субъект в качестве его территории. Законодатель ориентирует лишь на один путь образования нового субъекта РФ.
Студентам рекомендуется подготовить законопроекты об образовании нового субъекта в составе РФ на примере сложносоставных субъектов и принятии в РФ нового субъекта, на основе ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».