Тема 2.1. Принципы классификации информационных систем

Декомпозиция ИС дается по этапам жизненного цикла, что вызвано постоянным его сокращением и ростом характерных случаев его прерывания из-за резкой смены элементов технической базы, системных, технических и технологических решений.

Информационная система (ИС) современного предприятия - это, прежде всего, совокупность модулей, собранных в соответствии с потребностями заказчика. Основные модули ИС, рассматриваемые ниже, формируются в соответствии с иерархией системы управления предприятием.

Классифицировать современные информационные системы достаточно сложно. Это в первую очередь связано с тем, что системы обладают модульной конструкцией и предприятие имеет возможность закупать только необходимые ему компоненты. При этом одна фирма - поставщик, как правило, выпускает модули для различных областей.

Существующие информационные системы можно разбить на группы в соответствии с архитектурными стилями, по которым они построены. Различные бизнес-процессы требуют разную по характеру среду информационных технологий, отличающуюся по производительности и надежности.

Архитектурный стиль – это совокупность корпоративных технологий и операционных сред, ориентированных на обслуживание определенных групп бизнес-процессов. Классификация на основе такой разбивки позволяет отслеживать взаимосвязи между требованиями, предъявляемыми различными типами бизнес-процессов предприятия, и информационными системами.

В соответствии с архитектурными стилями выделяется пять основных групп информационных систем [1]:

· Приложения обслуживающие большое количество транзакций (Transaction Processing). К таким приложениям можно отнести биллинговые системы (поддерживающие функционирование телекоммуникационных компаний), банковские системы (обеспечивающие транзакции по кредитным картам).

· Операции в реальном времени (Real-Time operations) – считается, что это информационные системы, обеспечивающие бизнес - процессы, требующие непрерывный мониторинг и информационное обеспечение. К таким системам можно отнести обеспечение транспортных операций в аэропорту.

· Аналитические приложения, бизнес-аналитика, поддержка принятия решений (Analytical and Business Intelligence) - то есть все ИС, занимающиеся управлением знаниями, обеспечивающие сбор и анализ больших массивов данных в короткие промежутки времени.

· Приложения поддержки совместной работы (Collaborative) - включает различные средства взаимодействия пользователей внутри компаниями.

· Корпоративные и обслуживающие приложения (Utility) – включает в себя стандартные приложения, обеспечивающие функционирование основных бизнес-процессов компании. В этот раздел попадают такие группы систем как управление взаимоотношений с клиентами (CRM), управление ресурсами предприятия (ERP) и другие.

Информационные системы, обеспечивающие функционирование бизнес-процессов каждой группы обладают определенным набором особенностей. В таблице 3.1 представлены характеристики основных типов прикладных систем [1].

Следует отметить, что подобная классификация, с одной стороны охватывает все существующие информационные системы, с другой стороны, большое количество приложений может попадать одновременно в несколько групп данной классификации.

Таблица 3.1 Характеристики основных типов прикладных систем

  Процессы с большим количеством транзакций. Операции в реальном времени. Аналитические процессы и бизнес аналитика. Совместная работа. Корпоративные (обслуживающие)
Стратегические потребности Предоставление услуг. Время реакции системы. Поддержка принятия решения. Распределение знаний. Скорость. Инновации. Надежность. Низкая стоимость с точки зрения ИТ.
Бизнес требования Обслуживание клиентов. Уменьшение затрат. Работа 24*7. Целостность данных. Экономичность и безопасность. Работа 24*7*365. Повышение эффективности производительности и наглядность предоставления информации. Скорость выпуска услуг. Повторное использование знаний. Экономичность. Улучшение в процессах.
Отличительные характеристики. Низкая стоимость (одной транзакции). Надежность. Масштабируемость. Производительность. Резервирование. Сканирование и фильтрация потока данных. Приоритезация запросов. Надежность. Публикация и подписка на данные. Механизм аналитики. Мощность обработки. Объединение данных. Простота использования. Надежность. Высокая пропускная способность. Обмен данными «по горизонтали». Стандартные процессы. Возможность аутсорсинга.
Интегрирующие технологии Системы интеграции корпоративных приложений. Специально разработанный программный код. Хранилища данных. Совместно используемые данные и обмен данными. Стандартные интерфейсы.

В настоящее время известно несколько различных, вполне оформившихся и обоснованных вариантов классификации информационных систем. Наиболее популярной считается методика, предложенная аналитической компанией Gartner, позволяющая классифицировать информационные системы в соответствии с бизнес-процессами, которые они обслуживают. Данная методика демонстрируется и используется на сайте Gartner для упрощения поиска определенных материалов по определенному классу информационных систем.

Классы информационных систем, как правило, воздействуют на небольшой набор бизнес-процессов компании, что позволяет легко выделить результаты их внедрения на предприятии и оценить в количественной или качественной форме.

В рамках данного лекционного курса невозможно рассмотреть все классы информационных систем, выделенные на сайте Gartner. Поэтому мы рассмотрим лишь наиболее популярные в настоящее время информационные системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: