Декомпозиция ИС дается по этапам жизненного цикла, что вызвано постоянным его сокращением и ростом характерных случаев его прерывания из-за резкой смены элементов технической базы, системных, технических и технологических решений.
Информационная система (ИС) современного предприятия - это, прежде всего, совокупность модулей, собранных в соответствии с потребностями заказчика. Основные модули ИС, рассматриваемые ниже, формируются в соответствии с иерархией системы управления предприятием.
Классифицировать современные информационные системы достаточно сложно. Это в первую очередь связано с тем, что системы обладают модульной конструкцией и предприятие имеет возможность закупать только необходимые ему компоненты. При этом одна фирма - поставщик, как правило, выпускает модули для различных областей.
Существующие информационные системы можно разбить на группы в соответствии с архитектурными стилями, по которым они построены. Различные бизнес-процессы требуют разную по характеру среду информационных технологий, отличающуюся по производительности и надежности.
|
|
Архитектурный стиль – это совокупность корпоративных технологий и операционных сред, ориентированных на обслуживание определенных групп бизнес-процессов. Классификация на основе такой разбивки позволяет отслеживать взаимосвязи между требованиями, предъявляемыми различными типами бизнес-процессов предприятия, и информационными системами.
В соответствии с архитектурными стилями выделяется пять основных групп информационных систем [1]:
· Приложения обслуживающие большое количество транзакций (Transaction Processing). К таким приложениям можно отнести биллинговые системы (поддерживающие функционирование телекоммуникационных компаний), банковские системы (обеспечивающие транзакции по кредитным картам).
· Операции в реальном времени (Real-Time operations) – считается, что это информационные системы, обеспечивающие бизнес - процессы, требующие непрерывный мониторинг и информационное обеспечение. К таким системам можно отнести обеспечение транспортных операций в аэропорту.
· Аналитические приложения, бизнес-аналитика, поддержка принятия решений (Analytical and Business Intelligence) - то есть все ИС, занимающиеся управлением знаниями, обеспечивающие сбор и анализ больших массивов данных в короткие промежутки времени.
· Приложения поддержки совместной работы (Collaborative) - включает различные средства взаимодействия пользователей внутри компаниями.
· Корпоративные и обслуживающие приложения (Utility) – включает в себя стандартные приложения, обеспечивающие функционирование основных бизнес-процессов компании. В этот раздел попадают такие группы систем как управление взаимоотношений с клиентами (CRM), управление ресурсами предприятия (ERP) и другие.
|
|
Информационные системы, обеспечивающие функционирование бизнес-процессов каждой группы обладают определенным набором особенностей. В таблице 3.1 представлены характеристики основных типов прикладных систем [1].
Следует отметить, что подобная классификация, с одной стороны охватывает все существующие информационные системы, с другой стороны, большое количество приложений может попадать одновременно в несколько групп данной классификации.
Таблица 3.1 Характеристики основных типов прикладных систем
Процессы с большим количеством транзакций. | Операции в реальном времени. | Аналитические процессы и бизнес аналитика. | Совместная работа. | Корпоративные (обслуживающие) | |
Стратегические потребности | Предоставление услуг. | Время реакции системы. | Поддержка принятия решения. | Распределение знаний. Скорость. Инновации. | Надежность. Низкая стоимость с точки зрения ИТ. |
Бизнес требования | Обслуживание клиентов. Уменьшение затрат. Работа 24*7. Целостность данных. | Экономичность и безопасность. Работа 24*7*365. | Повышение эффективности производительности и наглядность предоставления информации. | Скорость выпуска услуг. Повторное использование знаний. | Экономичность. Улучшение в процессах. |
Отличительные характеристики. | Низкая стоимость (одной транзакции). Надежность. Масштабируемость. Производительность. Резервирование. | Сканирование и фильтрация потока данных. Приоритезация запросов. Надежность. Публикация и подписка на данные. | Механизм аналитики. Мощность обработки. Объединение данных. | Простота использования. Надежность. Высокая пропускная способность. Обмен данными «по горизонтали». | Стандартные процессы. Возможность аутсорсинга. |
Интегрирующие технологии | Системы интеграции корпоративных приложений. | Специально разработанный программный код. | Хранилища данных. | Совместно используемые данные и обмен данными. | Стандартные интерфейсы. |
В настоящее время известно несколько различных, вполне оформившихся и обоснованных вариантов классификации информационных систем. Наиболее популярной считается методика, предложенная аналитической компанией Gartner, позволяющая классифицировать информационные системы в соответствии с бизнес-процессами, которые они обслуживают. Данная методика демонстрируется и используется на сайте Gartner для упрощения поиска определенных материалов по определенному классу информационных систем.
Классы информационных систем, как правило, воздействуют на небольшой набор бизнес-процессов компании, что позволяет легко выделить результаты их внедрения на предприятии и оценить в количественной или качественной форме.
В рамках данного лекционного курса невозможно рассмотреть все классы информационных систем, выделенные на сайте Gartner. Поэтому мы рассмотрим лишь наиболее популярные в настоящее время информационные системы.